Компания же отказывается возвращать деньги, утверждая, что переворот - «это не форс-мажорные обстоятельства».
Семейная пара Дмитрий и Елена Самошкины собирались вылететь на отдых с детьми 18 июля. Но когда узнали о попытке переворота в ночь с 15 на 16 июля и рекомендации МИД воздержаться от поездок, приняли решение не лететь. Пара потребовала у оператора вернуть сумму путевки, пишет (onliner.by https://people.onliner.by/2016/09/24/turoperator).
— Путевки мы покупали у нашего туроператора ООО «МВО-ТУР», — объясняет Дмитрий. — Договор мы заключили еще 13 июля. И внесли 3607 рублей назавтра же. Вылететь в Турцию мы должны были из Киева 18 июля. Утром прочитали новости и увидели рекомендацию от нашего МИДа — воздержаться от поездок в Турцию. Естественно, поскольку мы с детьми, то решили отказываться. Мало ли что. Кто нам на тот момент мог гарантировать безопасность? Явно турфирма этого сделать не могла.
Пара написала жалобы в книгу жалоб и предложений, заявление о возврате денег, а также претензию в адрес туркомпании. Клиенты заявили, что это форс-мажорные обстоятельства, и требовали вернуть 100% от стоимости тура.
— Нам сказали, что рекомендация МИД — это не причина полностью возвращать деньги, — рассказывают туристы. — Полный возврат, по их словам, мог быть только в том случае, если бы были запреты на вылет. Мол, хотите — летите, хотите — нет. Это сугубо наш выбор.
Также Дмитрий и Елена получили официальный ответ от «МВО-ТУР», где компания объясняет, почему деньги вернут частично.
— Рекомендация Министерства иностранных дел Республики Беларусь воздержаться от запланированных поездок в Турцию не является поводом для возврата денежных средств в полном объеме, — говорится в письме компании. — Основанием для возврата является запрет МИД на осуществление полетов в ту или иную страну, коего сделано не было. Как отметила директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Елена Перминова, «если турист решит расторгнуть договор с турфирмой, компания может удержать расходы, связанные с организацией тура. Но их нужно подтвердить документально». С нашей стороны денежные средства за ваш тур были переведены туроператору в 100%-м размере по безналичному расчету. И в том случае, если туроператор примет решение о выставлении штрафа в 100% от стоимости вашего тура, эта сумма будет являться нашими расходами, которые мы понесем в случае аннуляции вашего тура.
В итоге 17 июля Дмитрию и Елене вернули 1330,56 рублей из 3607. Туркомпания в своем письме объяснила это просто:
— В связи с аннуляцией тура нами был получен ответ от туроператора. В соответствии с полученной информацией сумма, подлежащая возврату, составляет 1330,56 рублей.
— Мы хотели проверить, действительно ли затраты туроператора составили бóльшую часть нашей путевки, но пока такой информации не получили. Сейчас туркомпания отсылает нас в суд, — говорит Дмитрий. — Мы пока решаем, идти в суд или нет. Но если честно, в шоке от таких действий. Насколько я знаю, многие туркомпании переносили даты выездов, возвращали своим клиентам деньги и шли на какие-то уступки…
В «МВО-ТУР», куда журналисты дозвонились за комментариями, ситуацию видят по-другому.
— Во-первых, мы посредники между туроператором и клиентом. И решение принимает сам туроператор. Штрафные санкции в случае отказа от тура позднее 15 дней составляют 100%, — объясняет руководство компании. — Но мы сделали запрос туроператору. Они просчитали свои затраты, пошли на уступки, продали авиабилеты, что-то еще, вот и получилось около 40%, которые мы смогли вернуть. У нас есть переписка с туроператором, платежки и все документы. Во-вторых, в договоре у нас прописано, что 100% оплаты возвращается лишь в том случае, если будет введен запрет на посещение страны. Но в итоге ситуация не была форс-мажорная. МИД Беларуси рекомендовал воздержаться от поездок в Турцию, потому что там волнения, мало ли что. Но он не запрещал поездки в принципе.
— Более того, мы звонили нашим клиентам и предлагали вылететь в другое время, буквально через пару дней, когда все успокоилось. Даже сам туроператор готов был пойти на это, — объясняют в туркомпании. — Но так и не смогли дозвониться до Елены и Дмитрия. Если они считают, что мы не были правы, пусть обращаются в суд. Это их законное право.