Как прошел фестиваль еврейской культуры в центре Минска.
В воскресенье, 25 сентября, у Ратуши прошел день еврейской культуры с настоящей Торой из синагоги, историями о национальных традициях и палатками с кошерной едой. Чем запомнится фестиваль — в репортаже tut.by.
Праздник начался в полдень, но большинство людей начало подтягиваться чуть позже. В это время на сцене уже играли ансамбли народной музыки. Кроме того, на фестивале можно было услышать оперу на идише и иврите, а также один из первых созданных в Беларуси еврейских коллективов — хор «Аидеше Нигуним». Развлекал гостей и духовой оркестр с каверами на Джона Леннона.
Кроме концерта с танцами и песнями у Ратуши работали зоны активностей, где гостям довольно много рассказывали о традициях евреев.
Так, раввин показал настоящую Тору из столичной синагоги. Свиток распределен так, что по частям его читают каждую неделю. Одна часть — это 10 заповедей. Каждый год за все 52 недели раввин должен прочитать 54 таких главы. Поэтому за всю жизнь удается выучить Тору наизусть. Такой свиток создается в среднем за год. Пишут текст на иврите натуральными чернилами и на пергаменте. Стоимость Торы колеблется в пределах 25−30 тысяч долларов и есть писание практически в каждой общине. Правда, людей, которые пишут Торы, в Беларуси нет.
«Но есть различные программы, благодаря которым общины могут приобрести Пятикнижие Моисеево», — говорит раввин Григорий Абрамович.
Например, минской реформистской общине этот свиток подарил бывший президент Израиля Шимон Перес. В Торе сохранились кусочки текста, которые были написаны еще несколько веков назад. Раскрывают ее только по праздникам. Например, сейчас это позволили сделать перед Новым годом — Рош ха-Шана, который евреи будут отмечать 3 октября. В другое время свиток постоянно скреплен, накрыт одеялом и хранится в шкафу.
Еще один предмет из синагоги заинтересовал многих прохожих. Одев кипу и едва ли не соревнуясь друг с другом, мужчины пытались дуть в шафар — рог, в который раввины трубят в честь Рош ха-Шана. Сделать это было непросто — не всегда получалось даже у флейтистов и трубачей.
Пока дети разрисовывали Хамсу — еврейский символ в виде ладони, родители наблюдали за показательными выступлениями по самообороне крав-мага. Каждый солдат в Армии обороны Израиля обучается этим приемам рукопашного боя.
У желтой палатки толпятся бабушки с внуками. Здесь показывают мастер-класс по выпечке халы — еврейского праздничного хлеба. «Дайте, я заберу свои булочки!», — то и дело доносится оттуда. Кроме угощений от организаторов праздника на мастер-классах и активациях неподалеку от сцены в палатках продавали еврейскую еду.
У вегетарианского кафе остановился мужчина. «А что это за «Счастье здесь»? Еврейское счастье?», — задает он вопрос сам себе. Из «еврейского счастья» быстрее всех расходился фалафель за 5−7 рублей. Попробовать можно было и пасхальный свекольный суп за 3 рубля, утиную печень за 4, курицу с овощами за 5 и еврейские салаты по 3 рубля. Еврейских блюд был предостаточно, что многим не мешало продавать на празднике и некошерный шашлык из свинины.
Кроме активаций на фестивале устроили выставки с работами еврейских художников и архитектора Леонида Левина, который был еще и председателем Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин. Левин — один из авторов мемориальных комплексов «Хатынь», «Яма», «Красный берег» и многих других работ, посвященных погибшим в Великой Отечественной войне. На информационных стендах минчанам описали известных белорусских евреев и их потомков, среди которых были актеры Майкл Дуглас, Стивен Сигал, Скарлетт Йоханссон, Лиза Кудроу, парфюмер София Гройсман, конечно Анатолий Чубайс, Жорес Алферов и многие другие известные деятели.
Неподалеку от сцены организаторы установили импровизированную Стену Плача. Для нее люди писали небольшие записки с пожеланиями, клали в кармашек стенда. После праздника все маленькие письма отправят в Иерусалим и оставят между камней в настоящей Стене Плача.
На празднике журналисты встретили студентку Катю, работает в столичном детском еврейском центре. Девушка мечтает уехать в Израиль, потому что считает эту страну своей родиной.
— Я не всегда видела в белорусах, в отличие от евреев, какую-то общую цель, к которой они стремятся. Евреи очень сплочены одной национальной идеей. Столько общин — потому что мы хотим быть вместе, мы не хотим терять друг друга. Например, в этом году количество еврейского населения достигло той цифры, которая была до войны.
А вот пара друзей Виктория и Владимир наоборот говорят, что найти характерную национальную черту у евреев, которая отличала бы их от белорусов, очень сложно.
— Ничего такого особенного, но вообще евреи очень остроумные и с ними интересно общаться. Только после войны пошли «черные» шутки про евреев, ну и они сами подогревают стереотипы о себе в каких-то шутках.
Подруги Лена, Светлана и Людмила рассказывают, что сами «причастны к еврейскому народу». Мы попросили их немного порассуждать о том, откуда иногда существует предвзятое отношение к евреям.
— Можем сказать, что евреи очень любят шутить над собой, это основное отличие от других. А вообще везде есть хорошие и плохие люди. А у такой проблемы как предвзятое отношение к евреям — очень глубокие исторические корни. Это часто происходит от необразованности и бескультурья людей.
Официальная часть праздника завершилась в 18.00, но палатки с едой и зоны активностей работали до позднего вечера.