Деревянная скульптура происходит из костела в Берестовице, где хранили «Мужицкую Правду».
Распятие, вероятно, было сделано в XVIII в. и имеет переходные черты от готики к барокко. Впрочем, никто из профессиональных искусствоведов им еще не занимался. В свое время оно украшало алтарную часть старого католического костела в Берестовице, пока тот не пришел в упадок. В настоящее время в городке службы происходят в другом, более новом храме.
«Резьба очень точная, возможно – Германия или Италия»
Рядом с фигурой в мастерской реставратора видно много кусков отлущеннойкраски более поздних времен, которая и скрывала анатомические подробности – мышцы и жилы. В восстановленном виде все это будет видно.
«Резьба очень совершенная, резал мастер высокого класса. Чаще всего такие фигуры к нам приходили из Западной Европы: из Германии или даже Италии. Авторбезупречно знал анатомию человека. При этом фигура вырезана со всех сторон, а не только часть, видимая зрителю», – поясняет реставратор Владимир Кислый.
Скульптура вырезана из груши или ольхи, липа была бы тяжелой,рассказывает реставратор. В Беларуси же местные мастера чаще всего делали подобные распятия из массива сосны.
«Присяга на верность организации проходила перед Распятием»
Ценность скульптуры, вместе с тем, не только художественная, но и историческая. Согласно легенде, которую рассказал краевед Сергей Лущик, именно перед этим распятием молился Кастусь Калиновский. Действительно,как свидетельствуют историки, с Берестовицей связаны страницы истории Восстания 1863 года.
«Настоятелем костела на то время был соратник Калиновского Игнатий Козловский. В самом храме вероятнее всего происходили собрания Гродненскойреволюционной организации накануне восстания. Там же проходила присяга на верность организации – по логике как раз перед алтарным распятием», – рассказывает историк Василий Герасимчик.
Другой исследователь Восстания Алесь Кайрис добавляет, что в подвалах костела хранились тиражи «Мужицкай Правды». Это было удобно, учитывая площади катакомб и пикантные моменты в случае обыска: храм все-таки являлся святыней.
«Человек, который отпилил Христу ноги, поплатился за это…»
С распятием связана и другая легенда, касающаяся теологического аспекта.Скульптура, якобы переходила от католиков к православным, а после – обратно к католикам. Поэтому у Христа… отпилены ноги: по православномуканону стопы должны быть прибиты двумя гвоздями, а не одним, как у католиков. Поэтому новым собственникам пришлось переделывать распятие.
«Как утверждает легенда, о которой я услышал уже во время реставрации, человек, который отпилил ноги, чтобы изменить первичную скульптуру, поплатился за это: в течение стройки ему в том же месте перебило ноги каким-то блоком», – продолжает Кислый.
Сам же реставратор сомневается, что ноги Христа были дорезаны позже, так как стилистически они идеально подходят к первичному варианту. Таким образом народная легенда могла иметь «педагогический» характер, как предостережение современным и будущим вандалам.