Чтобы рынки образования и труда были согласованы, а первый работал в интересах второго, должна быть модернизирована вся система образования.
Возможность модернизации белорусского высшего образования эксперты во многом связывают со вступлением в Болонский процесс, куда нашу страну приняли условно — с дорожной картой, положения которой теперь властями ставятся под сомнение и, по сути, не выполняются.
Найти ответы на вопросы, почему это происходит и что надо делать, пытались участники прошедшей в Минске международной научно-практической конференции, посвященной вопросам общественного участия в модернизации высшей школы, пишет naviny.by.
Государство уходит от публичности процесса реформ
Согласно исследованию Общественного Болонского комитета, положения дорожной карты для Беларуси реализованы только на 8,7%.
Как отметила член Общественного Болонского комитета Татьяна Кузина, домашнее задание для Беларуси предусматривает создание независимого агентства по контролю качества образования, а как инструмента прозрачности — внедрение европейской системы кредитов обучения.
В Беларуси работает Департамент контроля качества образования, однако он является зависимым институтом, так как находится в системе Минобразования.
В некоторых вузах нагрузка студентов уже исчисляется в кредитах, но нагрузка преподавателей считается по старинке — в часах. Сроки обучения по-прежнему зафиксированы в годах.
Также должно быть разработано приложение к дипломам европейского образца. И к концу 2017 года власти обязались предоставить план обеспечения автоматической бесплатной выдачи приложения к диплому (Diploma Supplemen) в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО, на распространенном языке помимо русского.
В плане мобильности студентов дорожная карта предусматривает отмену согласования с Министерством образования зарубежных поездок студентов сроком более шести месяцев. Кроме того, рекомендуется не распределять в обязательном порядке студентов-бюджетников.
Дорожная карта предполагает большое количество аналитической экспертной работы, а также законодательные изменения.
«Очень важно, и это прописано в дорожной карте, — сказала Татьяна Кузина, — чтобы информация об имплементации дорожной карты, о проведенных исследованиях, о разрабатываемых законопроектах была доступна для всех стейкхолдеров и представителей гражданского общества. Общественный Болонский комитет видит отсутствие публичности процесса, отсутствие возможностей стейкхолдеров вовлекаться в него с полной информированностью. Мы хотим призвать государство к сотрудничеству с гражданским обществом, потому что его экспертный потенциал значителен».
Введение системы квалификаций — самое слабое звено
Серьезной проблемой белорусского образования является отсутствие национальной рамки квалификаций, подчеркнула член Общественного Болонского комитета Ольга Крыжановская. Среди прочего это является причиной, из-за чего система подготовки кадров не удовлетворяет потребности рынка труда.
Решение о разработке национальной рамки квалификаций принято Советом министров, однако дальше пилотного проекта дело не пошло. В результате в Беларуси есть только четыре пилотных профессиональных стандарта. Для сравнения — в России их разработано уже более шестисот.
Гармонизация рынка труда и образования приведет к тому, что «учреждения образования будут готовить тех специалистов, которые востребованы на рынке труда», отметила директор образовательного и кадрового центра «Новое завтра» Ольга Рудь. В том числе в случае появления национальной рамки квалификаций в стране будут признаваться результаты неформального обучения.
В настоящее время многие работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников как высших, так и средних специальных учреждений образования. Работодатель вкладывает много средств в переобучение персонала, обратила внимание специалист.
«Высшее образование не гарантирует ни высокого уровня доходов, ни успешности. Как работодатель я могу сказать, что диплом не оценивается как достижение работника. Нужно обращать внимание на компетенции, умения, а не на диплом», — считает Ольга Рудь.
«Инкубационный период» затянулся
Белорусскому рынку труда не хватает качественного анализа потребностей в специалистах на долгосрочную перспективу, а имеющиеся по этой проблеме данные фактически закрыты для широкой общественности, обратил внимание эксперт Общественного Болонского комитета, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин.
«В Беларуси студенты при поступлении в университет не знают, по сути, куда поступают. Не знают, какое у них будущее, включая возможные доходы. Исходят из принципа «нравится — не нравится». В отсутствии мониторинга студенты не знают, что их ждет на рынке труда, и узнают лишь тогда, когда выпускник начинает искать работу», — отметил эксперт.
Альтернативный пример — опыт России, где в широком доступе на сайте «Выпускник» можно ознакомиться с информацией о том, сколько выпускников предыдущих лет смогли найти работу в течение года, в каких регионах они трудоустроены, а также узнать средний размер их заработной платы. Характерно, что вузы, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять подобную информацию.
Кроме того, сомнительной практикой Андрей Лаврухин называет формирование запросов на специалистов со стороны нерентабельных или убыточных предприятий. Это лишь подтверждает, что без проведения экономических реформ в Беларуси принятие рамки квалификаций преждевременно.
«Одно дело — создавать национальные профстандарты в эффективно работающей экономике. Однако создавать квалификации в момент, когда экономика в режиме изменений и грядущих структурных реформ — значит создавать стандарты, которые могут исчезнуть в ближайшие два-три года», — сказал эксперт.
В любом случае, первыми шагами должны стать соответствующие изменения в кодексы об образовании и о труде, отметила директор Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Татьяна Миронова.
«На первом этапе планируется создание в двух-трех типичных секторах экономики отраслевых советов квалификаций для организации разработки профессиональных стандартов и центров оценки и сертификации квалификаций. Далее — внедрение изменений в законодательство и создание органа, координирующего процесс. Это важно, потому что пока всё происходящее напоминает лебедя, рака и щуку», — сказала Татьяна Миронова.
Будет еще второй и третий этап, включающие проект методологических рекомендаций и собственно внедрение профстандартов. Но об этом говорить рано, ведь первый этап еще не пройден.
Европа нам поможет
Разработка профессиональных стандартов и их введение в практику в постсоветстких странах также проходила не гладко и занимала продолжительный срок, отметил президент Международного центра исследований образовательной политики, заместитель министра образования и науки Украины Тарас Фиников.
Украина вошла в Болонский процесс в 2005 году, в течение нескольких лет «длился инкубационный период, стандартов не было». И даже когда их утвердили в 2011 году, они отличались от европейских.
Необходимо осознавать, что приведение в соответствие профессиональных и образовательных стандартов — это огромная работа и материальные затраты, это изменения в системе обучения и оценивания качества, отметил Тарас Фиников.
Фактически, для того чтобы рынки образования и труда были согласованы, а первый работал в интересах второго, должна быть модернизирована вся система образования. Для этого Беларуси понадобится, судя по всему, еще больше лет, чем Украине.
Оказать поддержку Беларуси на этом пути готов Европейский союз.
«Если мы хотим соответствовать международным стандартам, нужно открыться, интегрировать гражданское общество, а для обеспечения успеха структурных реформ нужно заручиться поддержкой людей. Неразумно находиться в закрытом зале малой группой госслужащих и разрабатывать структурные реформы в образовании, не принимая во внимание мнение студентов, международных экспертов», — отметила глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин.
По ее словам, у Европы есть широкий спектр инструментов, которые могут оказать поддержку Беларуси в плане гармонизации и структурирования высшего образования для его скорейшей интернационализации.