Беловежские соглашения были подписаны благодаря настоятельной инициативе первого главы независимой Беларуси.
25 лет назад в белорусских Вискулях были подписаны Беловежские соглашения, которые Геннадий Бурбулис называет оптимистичной трагедией и цивилизованной формой выхода из исторического тупика.
Участник цикла «После СССР. 25 лет независимости» Госсекретарь России (1991-1992), соратник Ельцина, один из авторов и подписантов Беловежских соглашений Геннадий Бурбулис в интервью «Радыё Свабода» рассказал о тех событиях.
- Как вы считаете, не случайно ли, что это историческое соглашение было подписано именно в Беларуси, на то время одной из наиболее советских республик, как говорил Алесь Адамович, белорусской Вандее?
- Была настоятельная инициатива Станислава Шушкевича, в то время руководителя Беларуси, председателя Верховного Совета. Во-вторых, именно в своей уникальности Беларусь была той жизненным, геополитическим, человеческим и морально-духовным пространством, где мы должны и могли встретиться. Шушкевич просил встретиться и помочь с решением конкретных хозяйственных проблем энергоснабжения и других жизненно важных задач выживания.
- Так он не знал, чем все закончится?
- Он не знал, чем это закончится ... Украина впервые провела выборы президента и референдум по подтверждению акта о независимости, который был принят 24 июня. Эти обстоятельства были весьма существенны для того, чтобы обсудить качественно новую ситуацию, которая сложилась на пространстве советской системы. Назарбаев 1 декабря также стал президентом. В новом статусе мы его также запасали и думали совместить наш официальный, деловой и дружеский визит в Беларусь с назревшей, переспелой встречей ближайших соратников. Между нами уже были двусторонние переговоры, и мы неоднократно пытались убедить Горбачева и его помощников искать новые пути, учитывая уже нашу деятельность, активность, позицию и интерес. Поэтому не случайно ...
- Тогдашний премьер Беларуси Вячеслав Кебич в своих мемуарах сейчас пишет о том, что он был против подписания, что его фактически вынудили подписать Беловежские соглашения. В своей последней книге он выступает едва не сторонником «русского мира». Не могли бы вспомнить его роль и позицию 25 лет назад?
- Человек имеет право на такую память. Это был прекрасный премьер-министр, прекрасный руководитель, хозяйственник. Может, даже в каких-то нюансах он мог быть не согласен тогда. Но не по сути. Его оценка сегодня... Я к этому отношусь с пониманием и терпимо. Речь идет о том, что мы были сформированы в системе, которая надолго и глубоко каждого человека травмировала ментально, ментально, ценностно-духовно. Для многих людей моего поколения и для шестидесятилетних сих пор эта боль существует. Я называю это состояние фантомной болью. Империя распалась, а осталась имперскость .... Ни у каждого человека есть обостренное чувство собственно достоинства, еще больше в дефиците у нас ценность свободы, ответственности, личного отношения к истории твоей родины, судьбы твоего народа. В данном случае я Кебича понимаю, я его не осуждаю ...
-Но не заставляли подписывать?
- Нет, конечно. Его никто не насиловал…
- 25 августа на внеочередной сессии ВС Беларуси Декларации о суверенитете Беларуси, принятой в 1990-м, придали статус закона. В тот день перед голосованием лидер оппозиции БНФ Зенон Позняк говорил о том, что не надо рассчитывать на то, что демократия придет из России, он предостерегал депутатов от чрезмерной эйфории от Ельцина и его команды. Давайте попробуем оценить это заявление через 25 лет.
- Предупреждение абсолютно к месту, верное. Оно было сделано человеком мудрым, который на то время более всех нас знал цену свободы и демократии ...