Продажа «Крыніцы» и других объектов может быть остановлена сразу после получения транша от МВФ.
Накануне представитель Европейского банка реконструкции и развития в Беларуси Франсис Делей сообщил, что от правительства Беларуси поступил запрос на помощь в приватизации пяти крупных государственных предприятий. В числе выставленных на продажу, по информации СМИ, оказались «Крынiца», «Мостовдрев» и «Могилевлифтмаш». Ожидается, что европейские эксперты проведут комплексную оценку этих предприятий, а затем — в течение 5-6 лет найдут для них стратегического инвестора.
«Салiдарнасць» поинтересовалась у экономиста Леонида Злотникова, говорит ли это о грядущей массовой приватизации в Беларуси.
— Во-первых, это одно из условия для получения Беларусью кредита — приватизация и либерализация цен, — сказал он в экспресс-комментарии. — А поскольку складывается острая экономическая ситуация (мы это видим по тому бюджету, который планируется на 2017 год), поправить ее, очевидно, планируется с помощью новых долгов и приватизации.
Эксперт полагает, что предприняв такие шаги, власть намерена заработать побольше очков в глазах МВФ, чтобы в итоге получить кредит:
— Но я не думаю, что они всерьез собираются переходить к рыночной экономике. Стоит вспомнить, что говорил Александр Лукашенко в ходе встречи с коллективом гомельской фабрики «Спартак» — там он сказал, что власть будет переходить к сплошному регулированию цен.
По мнению собеседника, это прямо противоречит тем рекомендациям, которые Беларусь получила со стороны МВФ.
— Проектов по приватизации предприятий и раньше было много, - напомнил Леонид Злотников. — Пару лет назад планировалось продать Брестский пивзавод. Объявили тогда приватизацию, объявили тендер, но в то же время предложили некоторые условия. Например, что будущий собственник вложит столько-то миллионов в создание новой линии по производству безалкогольных напитков, что должен обеспечить занятость сотрудников, а среднюю зарплату не ниже, чем в среднем по области и тому подобное.
Эксперт прогнозирует, что со стороны властей не потребуется много усилий, чтобы затормозить начатый процесс приватизации, а за это время МВФ может принять решение о выделении кредита.