Белорусскую экономику «спасет» только фантастический сценарий.
Падение экономики в 2016 году может составить около 3%. Одна из основных причин наблюдаемой рецессии — сокращение экспорта. По мнению белорусских экономистов, спасением могла бы стать диверсификация экспорта, однако такой сценарий развития событий эксперты считают фантастическим, пишет обозреватель «Белорусских новостей» Дмитрий Заяц.
Рецессия сохранится, если чудо не случится
В январе-августе валютные поступления Беларуси от экспорта товаров составили 14,8 млрд долларов и снизились на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт услуг также сократился — на 8,1% до 3,7 млрд долларов.
Учитывая серьезное проседание экспорта, белорусские экономисты ожидают, что падение ВВП в текущем году продолжится и рецессия будет сохраняться.
«Сегодня не видно оснований для роста белорусской экономики. Падение ВВП Беларуси в текущем году, скорее всего, окажется сопоставимым с прошлогодним уровнем и составит около 3%», — считает старший преподаватель экономического факультета БГУ Михаил Чепиков.
По мнению эксперта, рассчитывать на восстановление экономики за счет увеличения белорусского экспорта в Россию вряд ли стоит.
«Аналоги многих белорусских производств находятся в России, которая сегодня идет по пути импортозамещения. Поэтому трудно рассчитывать, что нам кто-то что-то подарит в больших объемах на российском рынке, поскольку для России это аналогично закрытию собственных предприятий», — отмечает Михаил Чепиков.
В то же время, констатирует эксперт, мировые цены на сырьевые товары (нефтепродукты и калийные удобрения), поставляемые Беларусью в Евросоюз и страны Азии, снизились, что вызвало сокращение валютной выручки Беларуси.
Какой же выход из этой неблагоприятной ситуации могла бы найти сегодня наша страна?
«Единственное, что перспективно в этой ситуации, но, с другой стороны, совершенно фантастично — попытки выходить с нетрадиционными товарами на нетрадиционные рынки. Почему фантастично? Потому что белорусский госсектор это сделать не сможет», — полагает Михаил Чепиков.
По мнению эксперта, вероятность того, что неповоротливые отечественные госпредприятия смогут выпускать новаторские продукты и занять с ними новые рынки, крайне мала.
Кстати, реформирование госсектора станет ключевой темой Кастрычнiцкага эканамiчнага форума (KEF), который нынешней осенью пройдет в Минске. Организаторы форума констатируют, что неконкурентоспособность белорусского госсектора является фактом, который уже очевиден для всех.
Тем не менее, именно этот сектор занимает сегодня доминирующее положение в белорусской экономике. По данным за первую половину 2016 года, на предприятия с госкапиталом приходилось около 80% промышленного производства страны.
Поддерживать статус-кво все сложнее
По наблюдениям экспертов, проблема многих белорусских государственных предприятий состоит даже не в форме собственности, а в местных особенностях управления ими.
«Основная проблема госпредприятий — в боязни руководителей взять на себя ответственность, поскольку топ-менеджеры видят, что инициатива наказуема, и поэтому люди не готовы рисковать. В такой ситуации говорить об экономическом развитии сектора госпредприятий не приходится», — считает ассоциированный эксперт Исследовательского центра ИПМ Антон Долговечный.
Представители частного бизнеса подтверждают, что в условиях существующей жесткой системы контроля руководителям госпредприятий предпочтительна молчаливая позиция.
«Бездействие или крайняя осторожность для топ-менеджеров госпредприятий является ключом к личному успеху и личной безопасности. Сложные моменты вроде изменения фокуса госпредприятия менеджмент в условиях существующей системы государственного контроля избегает», — говорит председатель совета директоров Бизнес школы ИПМ Дмитрий Дичковский.
Ситуация в белорусской деревообработке наглядно показала, что существующая система управления и контроля за госсектором способна генерировать уголовные дела, но экономического эффекта во многих случаях не приносит.
Поэтому эксперты предполагают, что нынешнюю систему управления госсектором ввиду ее экономической ущербности придется реформировать.
Подтверждением того, что реформы в реальном секторе назрели, является динамика плохих долгов белорусских банков, которые растут уже десять месяцев подряд.
На 1 сентября доля проблемных активов банков достигла рекордных 14,8% и увеличилась с начала года более чем в два раза. Рост плохих долгов, как свидетельствуют официальные статданные, связан во многом с невозможностью госсектора обслуживать ранее взятые кредиты.
«Возможностей сохранять статус-кво практически не осталось — у государства нет ресурсов поддерживать госсектор в прежних объемах. Мы приходим к точке, когда нужно будет принимать конкретные шаги по реформированию этого сектора экономики», — резюмировал в беседе с корреспондентом БелаПАН Антон Долговечный.
Первый звоночек в пользу того, что перемены наступают, прозвенел на этой неделе. Европейский банк реконструкции и развития сообщил, что белорусское правительство попросило его заняться предпродажной подготовкой пяти крупных госпредприятий.