Странам Центральной и Восточной Европы снова нужно подумать о консолидации и взаимопомощи.
Об этом один из лидеров оппозиции, бывший политзаключенный Николай Статкевич заявил во время дискуссии «Геополитическая ситуация в Междуморьи (Intermarium) и ее влияние на права человека в Беларуси», которая прошла 28 сентября в Варшаве в рамках конференции ОБСЕ по человеческому измерению.
Сайт charter97.org приводит полный текст выступления Николая Статкевича.
- Аннексия Крыма создала в Европе абсолютно другую реальность. Перед соседями России стали два важных вопроса: что будет дальше и что делать.
Говорят, что генералы всегда готовятся к прошедшим войнам. Это на самом деле так, поэтому мы можем немного заглянуть в их планы. Тем более, что история любит повторятся, потому что ландшафты и ментальности народов меняются очень медленно.
Давайте вспомним опыт стран Центральной и Восточной Европы в последней войне, а точнее в 1939-1940 годах.
Первый вывод их этого опыта — глобальные союзы не сработали. Чехословакию предали, Польша не получила от своих союзников реальной военной помощи. Страны Балтии и Финляндия были брошены наедине со сталинским режимом. И понятно почему: демократическим правительствам очень тяжело отправить умирать своих избирателей за страны, о которых они мало знают.
В той ситуации частично сработал только локальный союз Швеции и Финляндии. Швеция не могла оказать политическую поддержку, сделать радикальное заявление, но она оказала всю необходимую военную помощь. Она поставляла оружие, давала деньги, продовольственную помощь и даже направляла добровольцев в Финляндию.
Шведы были близко, они понимали, что будут следующими, если Финляндия не выстоит. Любимая стратегия Советского Союза - шантаж, принуждение создать советские военные базы, дальше дестабилизация внутри страны, досрочные выборы, по итогу которых создается новый парламент и происходит «добровольное» присоединение к СССР.
Это полностью сработало в Балтии, но не сработало в Финляндии, которая решила сражаться и выстояла благодаря стойкости финского народа, ландшафту боевых действий и погодным условиям, а также помощи шведов.
Чем нынешняя ситуация отличается от событий тех лет? Начнем с приятного: нет угрозы с двух сторон, угроза только с одной стороны — со стороны России. Вторая приятная новость: страна-агрессор экономически и технологически зависит от Запада, но есть и неприятное отличие - стратегическое ядерное оружие, которое находится в России и может достичь любого пункта нашей планеты.
Способ аннексии Крыма полностью повторяет то, что было в Балтии. Военная российская база, дестабилизация, референдум по присоединению. Сейчас Беларуси навязывают российские военные базы. Понятно зачем.
Будапештский меморандум, который гарантировал суверенитет Украины и Беларуси за выведение ядерного оружия, оказался не стоящим даже бумаги, на которой он был написан.
Санкции за аннексию Крыма имели символический характер. Только военная борьба украинцев за Донбасс и гибель гражданского самолета с большим количеством европейцев на борту привели к более серьезным санкциям в отношении РФ.
Аннексия Крыма, после 70 лет действия принципа ненарушения границ, который сохранял мир на континенте, вернула Европу в обычное для многих столетий состояние.
Мы снова вернулись к борьбе за справедливые границы, а как известно, справедливых для всех границ не бывает, и это может привести к ряду войн, но на уже более развитом технологическом уровне, что может угрожать даже самому существованию нашего континента.
Что делать странам Центральной и Восточной Европы, которые по размерам и вооруженной силе значительно уступают агрессору, чтобы не стать жертвой или пушечным мясом в армии агрессора?
Снова можно вернуться к истории. У нас есть пример, как нужно создавать многонациональное и многоконфессиональное государство: сначала Великое Княжество Литовское, потом Речь Посполитая, которые столетиями сдерживали агрессию с Востока, Запада, Севера и Юга.
Сейчас, когда западная Европа переживает кризис идентичности и этот кризис лишает ее решительности и воли бороться с угрозами, странам Центральной и Восточной Европы снова нужно подумать о консолидации и взаимопомощи.
Нужно ли это Беларусь? Безусловно, нужно, но нам так просто не позволят быть нейтральными. У нас два варианта: или нам удастся вырваться из-под влияния России с помощью наших соседей и стать частью демократического объединения, которое сделает нашу безопасность более устойчивой, или мы снова будем пушечным мясом.
Те же генералы, о которых я говорил, уже давно нас называют «белорусским балконом». Место, где мы живем, наша земля, наша Родина для них «балкон», с которого они атаковали, который периодически сдавали и забирали вновь.
Генералы уже готовы бороться против угрозы объединения возможных объектов своей агрессии.
Мы только рассуждаем о красивой идее Междуморья, а они уже готовятся бороться против нее. Неслучайно Россия начала размещение своих войск на границе Беларусь с города Клинцы, который находится на стыке трех границ: белорусской, российской и украинской. Эта бригада в случае необходимости может сделать рывок до Мозыря. Вдоль украинской границы за Мозырем начинаются припятские болота и, захватив этот небольшой отрезок границы, они по сути блокируют все коммуникации между Беларусью и Украиной.
Такой маневр советская армия сделала в 1943 году, разделив армию Вермахта на две части: группа армии «Центр» была отсечена от группы армии «Юг», и они не могли маневрировать и поддерживать друг друга. Сейчас генералы боятся возможной поддержки Украины и эту угрозу они готовятся парировать.
Я не планировал этого говорить в выступлении, но здесь звучали вопросы о возможности Лукашенко защитить независимость.
Лукашенко 20 лет делал все против независимости! Белорусская экономика по сути является убыточным филиалом российской, культурная политика — уничтожение всего белорусского, национального, исторической самоидентификации, информационная политика — доминирование российских телевизионных каналов.
И в конце концов, кадровая политика, когда в правительстве и силовых структурах доминируют пророссийские, антибелорусские кадры.
Сейчас Лукашенко не может исправить ничего, даже если бы захотел.
Во-первых, будет реакция Москвы, а во-вторых, некого отправить делать отбор ненадежных элементов, потому что придут люди, которые любят Путина значительно больше, чем Лукашенко. Искать противников Путина в белорусской армии или КГБ? Это смешно!
Лукашенко остается главной угрозой белорусской независимости.
Белорусская нация, белорусское демократическое общество — это основа независимости Беларуси.
В заключении я могу сказать одно: смотрите на генералов и делайте то, чего они больше всего боятся!