Автор проекта «Фото на память», снимки которого уничтожили на выставке в Москве, рассказал о своей работе.
Интервью у фотографа взял телеканал «Белсат».
- Как вы себя чувствуете после того, как вас назвали «фашистом»?
- Чувствую себя нормально, потому что я не фашист, и даже тот человек не смог мне объяснить, почему называет меня фашистом.
- Откуда такая агрессия на выставке в Сахаровском центре?
- Я думаю, виной всему пропаганда, которая делит все на черное и белое. Видимо, что я стал черным.
- Почему эти фотографии вы выставили именно в Москве?
- Эту выставку организовали по итогам конкурса «Прямой взгляд», который проводит Центр документальной фотографии при Сахаровском центре. В номинации «Конфликт» я занял первое место – поэтому, как победитель, показывал снимки на этой выставке.
- Возникает вопрос, акт вандализма – действительно частная инициатива, а не действия каких-то спецслужб?
- Я этого точно не могу знать, но сомневаюсь, что какие-то службы этим бы занимались. Просто сейчас в России происходит много таких вещей. Так, недавно «Офицеры России» назвали педофильской и закрыли выставку одного американского фотографа, это им сошло с рук, поэтому мелкие группировки сумасшедших решили, что сейчас могут делать что угодно.
- Что дальше с выставкой? В Москве, конечно, эта выставка больше не появится.
- Я не знаю – появится или не появится. Я собираюсь показывать ее в дальнейшем при любой возможности.
- Чувствуете ли вы какую-то опасность в связи с этой историей? Поступают ли к вам какие-то угрозы?
- Ну, в социальных сетях мне пишут какие-то угрозы, но я их не воспринимаю всерьез.
- Если бы выставка была организована на Украине, реакция была бы подобной или иной?
- Я не могу предусмотреть, какой была бы реакция, но полагаю, нашлись бы люди, которым бы этот фотографии тоже не понравились – мол, это указано в жесткой манере, и может кого-то оскорблять.
- Появились предположения, что вы хотите сделать себе пиар на смерти.
- Ну, если люди так думают – это их право. Я перед собой чист – и мне этого хватает. И большинство людей так не думает. Но все одинаково думать не могут.
- А как появились эти фотографии?
- Летом 2014-го почти три недели я был на востоке Украины, выполнял обычную журналистскую работу. И во время этой работы люди меня часто просили сфотографировать их на память, отправить этот съемки родственникам, друзьям и самим солдатам. Этих снимков собралось очень много. И когда через полтора года я уже знал, что многие погибли, например, в Иловайске, я постоянно видел эти фотографии в социальных сетях. И время от времени я понимал, что нужно их использовать, чтобы сказать, что «клево быть военным», что «вы все – герои» и т.д. Но люди, которые это делали, не понимали, что фраза «герои не умирают» – просто фраза. Много людей в этой войне просто погибает, разрушаются семьи, и я решил сказать, что военный путь – не лучший путь, чтобы люди знали, что стоит за этими снимками.
Тогда я поехал в Киев, и с теми, кто остался жив, мы просмотрели эти снимки и сделали на них метки, кто погиб. Так и появился этот проект.