В нефтегазовой войне с РФ у белорусского диктатора все козыри «биты».
Из-за выходных официальной реакции на решение Беларуси поднять тарифы на транспортировку российской нефти пока нет, но эксперты уже начинают возвращаться с загородных пикников и высказываться.
Как полагает Дмитрий Болкунец, эксперт по Беларуси Высшей школы экономики РФ, это ответная мера белорусских руководителей на нежелание Российской Федерации уменьшить тариф и простить долг, который составляет порядка 300 млн долларов. «И этот шаг трудно назвать мудрым, потому что у России всегда остается возможность просто прекратить взаимодействие – и потери Беларуси будут крайне чувствительными», - заявил эксперт в комментарии порталу «Экономика сегодня».
- Лукашенко настаивает на корректировке цен на газ, потому что после падения цен на нефть не произошло корректировки белорусского тарифа. Контракт между Москвой и Минском подписывался несколько лет назад, и там были зафиксированы конкретные параметры, которые и не устраивают Лукашенко. Беларусь хочет отвязаться от этого контракта и снизить цену на газ чуть ли не в два раза. И, так как Россия не готова идти на такие жесткие уступки, белорусское руководство приняло решение идти ва-банк и подняло цены на транзит нефти.
По большому счету, доля Беларуси в транзите нефти довольно несущественна, если брать трубы. Труба «Дружба», по которой идет транзит, была построена несколько лет назад и уже заметно прохудилась, постоянно течет, ее затыкают колышками и называется это труба «ежик». Трубы часто гниют, их надо поддерживать, на ней просто делают заплатки, если она совсем уж прохудилась. Никакого капитального ремонта не было, наверно, со времен СССР.
По большому счету, конечно, решение поднять тариф – это тупик. Оно никоим образом не поможет Минску продвинуться в переговорах. Можно вспомнить заявление российского МИДа 2004 года, когда была абсолютно аналогичная ситуация по газу и нефти. Российский МИД, после скандального выступления Лукашенко, обвинил белорусского президента в провале экономической политики, которая проводится в республике и сообщил, что Лукашенко таким образом пытается перевести удар на «союзника», полностью переложив на него вину за собственный провал.
Эта история полностью повторяется, можно полностью брать заявление МИДа и цитировать. Ничего за 12 лет в Беларуси не изменилось. Ни в отношении к России, ни в экономике, которая по-прежнему критически зависима от российских углеводородов и от цен на нефть и газ. Это говорит о том, что власти не смогли провести полномасштабных реформ, которые бы избавили ее от нефтегазовой зависимости.
Что касается легитимности этого решения, то, формально, Беларусь в своем праве. Но, скорее его, это был шаг отчаяния, попытка показать, что Лукашенко может получить деньги не мытьем так катаньем. Если стороны по газу договорятся, то цены на транзит, я уверен, быстро упадут. Нельзя также полностью исключить и украинский вариант, когда Россия сможет заместить транзит нефти через республику. Но тогда потери белорусской экономики могут быть еще более серьезными, чем украинской. Потому что два белорусских нефтеперерабатывающих завода приносят до 50% валютной выручки в бюджет. Заводы работают полностью на российской нефти.