Дочь чиновника «сосватала» частной фирме из Гродно недобросовестного российского партнера и тем самым чуть не разорила белорусских бизнесменов.
Небольшая гродненская компания «Евро-Пласт» договорилась с российской фирмой о поставке сырья из Казани. За россиян поручилась Надежда Шабанова — дочка председателя облисполкома Владимира Савченко, теперь уже уволенного с должности. Она оставила в залог свою столичную квартиру. Но едва гродненцы перечислили деньги, российская компания перестала выходить на связь, а с заложенной квартирой начались проблемы, пишет onliner.by.
Компания «Евро-Пласт» — предприятие социальное и импортозамещающее. Они производят крышки для пластиковых бутылок. Из 50 человек больше половины здесь — это ребята с инвалидностью.
— Еще в марте 2015-го на встречу с директором пришли Надежда Шабанова и Сергей Саркисов. Изначально они просили дать деньги в долг. Директор не согласился. В ходе разговора Надежда рассказала, что у нее есть связи в Казани. Благодаря этим связям она может помочь с поставками сырья для нашего предприятия, — рассказал юрисконсульт компании «Евро-Пласт» Евгений Ситкевич. — На тот момент нам было бы выгодно поработать с «Казаньоргсинтезом», и мы заинтересовались. Надежда Шабанова объяснила, мол, есть в России фирма «Агроинвест». Ее учредитель и директор — Сергей Ярошевич. При этом Надежда и Сергей заверили нас: фирма находится под фактическим управлением Надежды и подконтрольна ей. Поэтому через нее можно заказать полиэтилен с определенной скидкой.
— Скидка была чуть больше обычного, но не настолько, чтобы заподозрить неладное. И подвох мы сразу не уловили, — говорит директор Александр Снарский. — Более того, Шабанова оставила под залог выполнения этой фирмой своих обязательств столичную квартиру по улице Белорусской. На тот момент цена квартиры составляла примерно ?180 тыс., что почти полностью покрывало сумму предоплаты.
Договор на поставку и отдельный договор по ипотеке заключили в мае, деньги передали тогда же.
По словам юрисконсульта, кроме этой суммы, Надежда просила еще 19 тыс. евро на «иные расходы».
— Она не объяснила, на что конкретно пойдет такая сумма. Директор под расписку выдал ей наличные,— продолжает Евгений Ситкевич.
«Заложенная квартира оказалась арестованной»
Поставить товар «Агроинвест» собирался в течение двух месяцев. Но уже в июне российская компания прислала письмо с просьбой продлить сроки поставки первой партии на 180 дней, то есть на полгода. Причина — «в связи с непредвиденной остановкой производства на заводе-изготовителе».
— Уже тогда мы почувствовали неладное, — вспоминают гродненцы. — Мы продлили сроки завершения внешнеторговой операции, но одновременно жестко потребовали: либо выполнить поставку, либо вернуть деньги.
— Надежда тогда стала заверять, мол, все будет хорошо. Но поставок по-прежнему не было и спустя полгода. Сама Надежда вернула только часть из $20 тыс., которые брала на «иные расходы», — отмечает директор компании. — Сколько раз мы звонили директору «Агроинвеста» Сергею Ярошевичу и самой Надежде Шабановой, не перечесть. В итоге на наш счет от «Агроинвеста» пришло только $400. Почти $200 тыс. куда-то испарились.
— Тогда мы попытались забрать в счет этих денег квартиру, как и договаривались, — говорит Евгений Ситкевич. — Однако в ноябре мы узнаем: на имущество Надежды Шабановой, в том числе и на квартиру, наложен арест. Причина — в отношении женщины возбудили уголовное дело по части 4 статьи 209 («Мошенничество»). Потерпевшей стороной выступает минская компания «Генеральные финансы». Они рассказали нам, что дочка экс-губернатора должна им почти миллион долларов. Более того, Надежда прописала в столичную квартиру своих несовершеннолетних детей, хотя знала, что жилье находится под залогом.
— Ее отец, Владимир Савченко, попытался решить вопрос дочки, — рассказывают в компании. — Он приехал на встречу с нашим директором и предложил вернуть $40 тыс. наличными. Мы отказались и предложили внести деньги на счет, однако тут отказался уже экс-губернатор.
«Прошлый директор уволился, а „Агроинвест“ и вовсе прекратил свою работу»
В итоге «Евро-Пласт» решил написать заявление в милицию. Проверка началась в конце 2015 года. И выяснились любопытные вещи.
— «Агроинвест» предоставил милиции материалы о заключении договора с российской компанией «ЕвроДом» и передаче ей нашей предоплаты вместе с обязательствами поставить полиэтилен, — перебирает документы юрист «Евро-Пласта». — Я обратил внимание, что «Агроинвест» перечислял «ЕвроДому» деньги в российских рублях с того же самого счета, на который мы перечисляли ему деньги в валюте. На мой взгляд, не может быть такого, чтобы для разных валют был один и от же счет.
— Проверили фирму — да, есть такая. Вот только договор был на поставку не сырья, а стройматериалов — стекловаты. Насколько нам известно, «Агроинвест» не заключал с «ЕвроДомом» договоров на поставку полиэтилена. Зачем милиции сообщили такие данные, мы не знаем, — пожимает плечами директор. — Думаю, выводы каждый может сделать сам.
В итоге Надежда Шабанова от дачи объяснений отказалась. Неизвестно и то, где сейчас находится Сергей Саркисов. Руководство гродненской компании говорит, что, по их информации, сейчас он в тюрьме за злоупотребление служебными полномочиями.
С директором «Агроинвеста» Сергеем Ярошевичем милиция вышла на связь по телефону. Он сказал, что уволился из организации, а вопрос с деньгами, по его мнению, не решился из-за компании «ЕвроДом», которая так и не вернула «Агроинвесту» деньги, из-за чего и появилась задолженность. Второй директор заявила, что на счетах денег нет и вообще-то компания прекратила финансово-хозяйственную деятельность.
— Но как-то перепроверить эту информацию наши органы пока не могут, — разводят руками в «Евро-Пласте». — Они отправили запросы на содействие в правоохранительные органы РФ, но ответа до сих пор нет.
Странные деньги с кипрских счетов
Буквально недавно на счет «Евро-Пласта» пришли деньги с неизвестного кипрского счета — всего $25 тыс. Компания насторожилась и отправила их обратно от греха подальше.
— Были ли это долги от Надежды, непонятно. Сама она с нами на связь не выходит или бросает трубку,— говорит директор. По его словам, ни полиэтилена, ни возврата денег они за это время так и не дождались.
Вопрос о возбуждении уголовного дела до сих пор не решен (тянется это с декабря прошлого года). Следственный комитет (точнее, управление процессуального контроля) дважды отказывал в возбуждении дела, несмотря на то, что прокуратура настаивала на обратном.
— Вроде бы как должны вот-вот возбудить дело — и так уже сколько месяцев. Мы дошли до Генеральной прокуратуры и Администрации президента. Надеемся, что дело таки будет, потому что, на наш взгляд, есть признаки мошенничества. Фирма брала деньги, заведомо зная, что не сможет выполнить свои обязательства, — говорит Евгений. — Более того, после общения с минской компанией «Генеральные финансы», у которой Шабанова взяла почти миллион долларов, мы поняли: ситуации схожие, даже люди одни и те же.
Только в Минске уголовное дело есть, а у нас нет. Более того, мы считаем, что если по нашему случаю возбудят уголовное дело, то его необходимо объединить с делом столичной компании.
Гродненцы говорят, что в этой истории пострадали очень сильно: вынули $200 тыс. из оборота и чуть не подвели зарубежных клиентов.
— Сейчас из-за этого отложилась покупка нового оборудования, не создались новые рабочие места для инвалидов. Мы реально очень много потеряли, так что сдаваться не намерены, — заключают в компании.
Надежда Шабанова: «Я была просто поручителем»
Мы дозвонились до самой Надежды Шабановой (запись разговора есть в редакции). Она говорит, что все сказанное «Евро-Пластом» — клевета.
— Вероятно, нужно десять раз подумать, прежде чем писать такую статью, — ответила Надежда Шабанова. — Вообще, факт преступных действий может быть определен только судом. Отношения между участниками — это только их тайна. Стоит ли вам это публиковать, не знаю.
— Но вы же договаривались с «Евро-Пластом» на поставку, это было?
— Нет, я не договаривалась на поставку сырья. «Евро-Пласт» договаривался не лично со мной, а с другой фирмой. Это уже клевета. И дальнейшую беседу продолжать бессмысленно, потому что вас вводят в заблуждение.
— Так есть в этом какая-то ваша роль? Вы как-то относитесь к «Агроинвесту»?
— Естественно, никак. Если бы я как-то относилась, наверное, мы бы не с вами разговаривали, а с какими-то другими органами.
— А как же тот договор, в котором вы гарантируете выполнение обязательств «Агроинвеста»? Почему ваша квартира в залоге?
— Ну, это уже какие-то чисто свои отношения. Я думаю, что вы сталкивались с ситуацией, когда кто-то из знакомых берет кредит и просит вас побыть поручителем. Вот почему он идет поручителем? Потому что это просто чисто человеческие отношения.
— То есть вы не делали «Евро-Пласту» никаких предложений? Не выступали посредником?
— Я просто не понимаю, почему вы так долго в этом разбираетесь. И не допускаю даже мысли, что вы будете публиковать какие-то статьи. Здесь необходимо разбираться другим органам. Нам уже надоело бороться с их клеветой. У нас уже не один месяц на это ушел. К сожалению, я больше разговаривать не могу.