Глава МИД Литвы Линас Линкявичус возмущен тем, что официальный Минск отказывается выдать литовскому правосудию подозреваемых в военных преступлениях.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в интервью «Радыё Свабода» прокомментировал презентацию в Минске российской книги о событиях в Вильнюсе 1991 года и отказ Беларуси выдать литовскому правосудию подозреваемых в военных преступлениях.
5 октября в Доме Москвы в Минске состоялась презентации книги журналистки российской газеты «Комсомольская правда» Галины Сапожниковой.
Книга называется «Кто кого предал» и посвящена распаду СССР, а в частности литовским событиям 1991 года, в том числе - штурму телецентра в Вильнюсе. По утверждению автора, «в течение 25 лет людям навязывали версию событий, которая в действительности является исторической фальсификацией».
В книге Сапожникова проводит собственное расследование и предлагает читателю собственные трактовки. Например, процесс прихода Беларуси к независимости она называет «вакханалией демократии».
На презентацию были приглашены участник штурма Вильнюсского телецентра экс-командира группы КГБ «Альфа» Михаил Головатый и бывший секретарь ЦК «коммунистической партии Литвы на платформе КПСС» Альгимантас Навжунас.
На сегодняшний день обоих ищет литовское правосудие. Головатова, Навжунаса и еще десятки человек подозревают в военных преступлениях, совершенных в январе 1991 года.
Дипломатический скандал летом 2011 года спровоцировал случай, когда австрийские пограничники задержали Головатова для дальнейшей экстрадиции в Литву, что соответствует европейским законам, однако вскоре отпустили в Россию. Известно, что Навжунас живет в Подмосковье и в этом году даже баллотировался в Госдуму как кандидат от «Единой России».
Факт презентации этой книги в Минске с участием лиц, которых разыскивает Литва, прокомментировал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс:
- Я не присутствовал на этой встрече, но могу себе представить, что там происходило. Очень печально... Те исторические события являются военным преступлением. Есть около 70 подозреваемых в деле о штурме телецентра, большинство живет в России и Беларуси. Заведены соответствующие уголовные дела, которые могут вестись и без их участия, - рассказал министр иностранных дел Литвы.
- Обращался ли в последнее время официальный Вильнюс к руководству Беларуси с просьбой выдать этих лиц?
- Прокуратура Литвы неоднократно направляла запросы о помощи в проведении расследования, однако они остались без ответа. Всегда существуют правовые методы доказать свою правоту. К сожалению, вместо этого проводятся такие мероприятия. Это очень печально для нас.
- На ваш взгляд, почему официальный Минск не идет вам навстречу в этом вопросе?
- Об этом стоит спросить у официального Минска. Можно приводить разные отговорки, что государство не выдает своих граждан, существует национальное право и так далее. Сейчас мы не имеем возможности получить всестороннюю информацию о трагических событиях 1991 года, потому что не можем опросить всех участников. Естественно, это не добавляет ни объективности, ни дружбы в отношении между государствами.
- Как вы объясните освобождение Михаила Головатова в Австрии в 2011 году?
- Головатый действительно был задержан в международном аэропорту Вены. Отпустили его из-за халатности пограничников и определенных бюрократических проблем. Тем не менее, мы надеемся, что ситуация не повторится - сегодня действует международный ордер на задержание Головатова.
Во время презентации генерал-майор в отставке Альгимантас Навжунас высказался о человеческих жертвах в результате штурма: мол, «военные не имели боевого оружия», а стрельба по людям «велась неизвестными из балконов прилегающих зданий».
«14 убитых... Помню, мне позвонил ночью главный врач из больницы. Мол, приезжай и посмотри, что натворили. Но я точно знаю: трупы свозили со всей Литвы. Кто-то умер от инфаркта, человека привезли и положили на улице. Это делали те, кто сейчас обвиняет во всем советскую власть и «альфовцев».
Линас Линкявичус отреагировал на слова Навжунаса:
- Вроде бы генерал... Может он пераквалифицировался и пишет фантастические романы? Конечно, можно искажать историю, факты, возможно, так удобнее. Но в этом случае так делать неприлично с моральной точки зрения.