8 июля, Витебск /Ольга Богачева - БЕЛТА/. Международная гильдия мастеров привезла в фестивальный Витебск выставку арт-механизмов "Движение фантазий". Она открылась сегодня в Витебском областном краеведческом музее, сообщила корреспонденту БЕЛТА президент гильдии, основательница первого в России музея миниатюры "Русский Левша" Татьяна Ковша.
По ее словам, выставка включает 68 экспонатов, составляющих, по сути, две экспозиции работ профессиональных мастеров петербургского направления scrap art, или trash. Трэш (англ. trash, буквально, "мусор") - направление в современном искусстве, характеризующееся декларативной вторичностью. Один из переводов английского слова scrap означает лом, предмет утиля, использованную вещь. Волшебное, творческое превращение когда–то бытовавших и за ненадобностью выброшенных предметов в арт-объект - и есть главное в понятии scrap art.
В первую экспозицию вошли работы профессиональных художниц Татьяны Шубиной и Ольги Ардовской. Фантазией авторов детали отслуживших свой срок машин, механизмов, кухонной утвари (гайки, крышки, колеса, ложки, дуршлаги, шурупы, щетки, краны, спидометры, пружины и т.п.) обрели новую жизнь в качестве необычных арт-объектов. Диковинные собаки, жуки, насекомые, птицы-сирены, рыбы, лошади и образы людей, представленные на выставке, вызывают ассоциации с отправленными в утиль предметами и железным хламом только при ближайшем рассмотрении, когда удивленный зритель вдруг осознает, что туловище козы выполнено из старой швейной машинки, а хвост лошадки-качалки - не что иное как щетка.
Каждый из экспонатов - настоящее произведение искусства. В некоторых работах присутствует элемент механики: птицы или насекомые машут крыльями, качают головой, шевелят конечностями, в других работах открываются дверцы, можно зажечь фонарики и т.п. Например, голубь только что пообедал паучком, обнаружить которого можно, открыв секретную дверцу на животе птицы.
Не менее удивительна и экспозиция работ одного из самых оригинальных художников Санкт-Петербурга Игоря Иванова под названием "Fish-механика", посвященная Атлантиде. В его интерпретации Атлантида получилась в стиле indastrial, погруженная в воды синего океана и окруженная металлическими рыбами, которые проплывают над современными мегаполисами и древними цивилизациями.
Так, творческие эксперименты с металлическим ломом оборачиваются железным объектом, ироничным и брутальным, наглядным и грамотным проявлением тонких парадоксов новой эстетики. Расширяя границы современного искусства, питерские художники заставляют вновь и вновь переосмыслить то, что привычно обозначено нашим сознанием как "действительность". Как считает Татьяна Ковша, выставка, несомненно, станет ярким событием в культурной жизни города. Продлится она до 16 июля.