Минск в ближайшее время посетят четыре технические миссии экспертов МВФ и Всемирного банка, и уже в ноябре-декабре будет готова программа, под которую Фонд готов предоставить Беларуси финансирование. Пока не до конца прописанными остаются две весьма болезненные для Беларуси темы. «Белорусский вопрос» обсуждался среди многих прочих 7−9 октября в Вашингтоне, где прошла ежегодная встреча глав МВФ и Всемирного банка, пишет tut.by.
«Все уперлось в две проблемы»
Официальных комментариев об итогах вашингтонских встреч, где белорусской делегации пришлось объяснять внезапную (с учетом весьма высокой степени готовности программы) перемену настроения президента страны, пока не последовало.
«В Минске недавно завершила работу миссия МВФ, которая констатировала очень значительный прогресс Беларуси. Миссия вернется, когда власти страны будут к этому готовы», — прокомментировал последние события глава Европейского департамента МВФ Пол Томсен.
«Мы очень сильно углубились в реформировании и уперлись в две проблемы, очень сложные и требующие серьезной системной проработки, разъяснения всех нюансов. Ошибиться в их решении никак нельзя», — рассказал TUT.BY источник, знакомый с ходом переговоров. Речь идет о реформировании предприятий госсектора, значительная часть которого стабильно генерирует убытки, угрожая в том числе финансовой стабильности страны, и о создании эффективной системы соцподдержки для населения, пострадающего от увеличения тарифов на услуги ЖКХ и в случае увольнения с госпредприятий.
«Уже сейчас нам понятно, что одних безналичных субсидий на услуги ЖКХ для решения вопроса защиты наиболее уязвимых слоев населения будет недостаточно», — отмечает собеседник. Еще больше неопределенности с госпредприятиями. Содействовать Беларуси в решении этого вопроса и будут эксперты Всемирного банка и МВФ, планирующие приехать в Беларусь в ближайшее время.
Еще меньше определенности с судьбой госпредприятий. «Еще предстоит полностью оценить масштабы проблемы. Важно, что есть позитивный опыт таких реформ во многих странах, прекрасно известный экспертам Всемирного банка — у них очень сильная команда. Причем речь не о реформах 90-х годов в ряде стран соцлагеря, которые до сих пор пугают народ. С тех пор многое поменялось, и есть совершенно другие примеры», — подчеркивает источник.
Эксперты отмечают, что эффективность преобразований будет во многом зависеть от эффективности коммуникаций властей и населения. А с этим могут быть проблемы — доверие вербальным интервенциям правительства не очень высокое, а МВФ и Всемирный банк видят свою задачу в коммуникациях с органами управления в странах, чьи программы поддерживают, а не с населением напрямую.
Что делать, если не договорятся?
Но есть ли план Б на случай, если программа все-таки не будет одобрена главой государства? «План Б есть всегда. Но реализовывать его будет уже другая команда, которой, кстати, в Беларуси просто нет. У этой есть только план А. Только он дает возможность стабилизировать ситуацию, снизить риски для финансовой системы. А что такое резкий перекос финансовой системы, можно вспомнить на примере финансового кризиса в Беларуси в декабре 2014 года, когда экономика страны просто встала», — отмечает источник.
С поддержкой МВФ реализуется 75 программ по всему миру. Без внешней поддержки Беларуси будет крайне сложно рассчитаться с долгами в следующем году. Осталось определиться с ее источником.