Режиссер хорошо понимал логику развития тоталитарных режимов.
Фильм 80-летнего Анджея Вайды о Катыни (где был расстрелян и его отец), не случайно, на мой взгляд, совпал с «мюнхенской речью» Путина.
Эти казалось бы далекие друг от друга события объединяет не только общая дата - 2007 год. Снятый в конце жизни итоговый фильм о расстреле польских офицеров и разделе Польши, эта лента - исторический взгляд режиссера на оккупацию и трагедию страны, оказавшейся добычей двух родственных, людоедских режимов. Но как бывает с большими художниками, это еще и прогноз, и диагноз.
Путинская Россия, все более скатывавшаяся в тоталитарность и нео-сталинизм, оказалась достойна именно такого кинофильма о ней. Как ни странно, «Катынь» - это еще и фильм о будущей оккупации Украины, о массовых убийствах «славянских братьев» в ходе новой «тайной» и секретной операции.
Подлая тайна расстрела поляков - по сути, ничем не отличается от подлой тайны войны в Украине.
Сталинская геополитика символически встретилась в 2007 году с имперской геополитикой Путина, и фильм Вайды о судьбе жертв оккупации, о жертвах этой самой геополитики - был глубоким и пророческим откликом на новые имперские претензии России.
Разумеется, Вайда не снимал кино к анти-западной речи Путина в Мюнхене, где Россия взяла курс на изоляцию и конфронтацию с цивилизованным миром. Но как тонкий художник, он отреагировал на атмосферу времени.
Можно сказать, что «Катынь» стала прощанием Вайды (даже если он не формулировал это прямо) с иллюзиями польской интеллигенции об общей европейской судьбе России и Польши. Точнее, о европейской судьбе России и ее цивилизованном будущем.
Тоталитарный груз оказался сильнее европейского выбора 90-х. Произносящий свою мюнхенскую речь Путин даже не подозревал, что плоды его агрессивной политики - уже пророчески задокументированы в кадрах фильма Вайды.
Просто режиссер хорошо знал, что тоталитарные режимы имеют логику развития. И Россия (другом которой он так долго пытался быть), не избежит всего того, что ждет ее на пути изоляции.
От сталинизма - к путинизму, от секретных протоколов Молотова-Риббентропа - к «секретной» войне в Донбассе, от Катыни - к Славянску и Дебальцево. От убийства поляков - к убийствам украинцев...
Природа режима - это еще и его судьба, которую легко знать заранее. Слишком богатый опыт накоплен на этот счет.
Вайда долго шел к этому фильму, долго не мог взвалить на себя этот груз «последних счетов» с имперской российской реальностью. И его пронзительный фильм стал не только прощанием с отцом. Но и прощанием с Россией, вновь готовой убивать отцов украинских мальчишек.
Александр Хоц, «Фейсбук»