В Беларуси принят закон «О психологической помощи».
Много говорилось о том, что он направлен против шарлатанов, которые дурят голову доверчивым гражданам, -- всяких гадалок, медиумов, авторов собственных методик душевного оздоровления и т.п. Но на самом деле смысл закона значительно глубже.
Теоретически человек несет свои тайны по трем адресам – в церковь, врачу и психологу (психоаналитику, психотерапевту, назовите, как угодно). Тайна исповеди для всех конфессий свята, поскольку символически исповедь означает общение человека не со священником, а с Богом. Разглашение тайны исповеди по церковным законам влечет за собой лишение сана. Хотя что касается православия, тут нужно делать существенную оговорку. Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, «Ныне всё сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству». Толковать этот постулат, согласитесь, можно широко.
Тем не менее, в УПК закреплено, что священнослужители не могут быть допрошены об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди. Точно так же врач без согласия лица, обратившегося за оказанием медицинской помощи, не может быть допрошен по обстоятельствам, составляющим предмет врачебной тайны. А вот психологи не только могут быть допрошены – их просто обязали доносить. Так, статья 15 закона гласит: «Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении».
Естественно, белорусы будут ссылаться на то, что таков мировой опыт. Это неправда. Мировая практика такова, что психолог, точно так же, как врач, не может и тем более не обязан разглашать профессиональную тайну. За исключением тех случаев, если ему стало известно, что пациент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей. То есть если клиент рассказывает психологу о желаниях и намерениях кого-нибудь убить или покалечить.
У нас большинство психологов работают в школах. И наши наивные детки частенько рассказывают добрым тетям о домашних делах много интересного. Теперь эта самая тетя, услышав от дитятки, что его папа вчера грозился прибить соседа, обязана будет мчаться с докладом в милицию. Потому как налицо информация «о готовящемся тяжком преступлении».
Белорусский закон о психологической помощи, который Александр Лукашенко подписал 1 июля, оказался таков, что психологов лучше опасаться. Потому как, согласно ему, все сказанное на приеме у психотерапевта может быть использовано против вас. Ничто не может остаться тайной специалиста, к которому вы обратились за помощью, если будет запрос «компетентных органов» в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством. Закон теперь обязывает психологов рассказать о вас всё «исследователям человеческих пороков и душ», которые носят погоны.