Полузащитник минского «Динамо» удивлен нравами в белорусской столице.
Полузащитник Юрий Габовда родился и вырос в очень интересном месте. Украинский Мукачево имеет не самую однозначную славу. Вбейте в поисковик название города, и получите уйму новостей про контрабанду, бандитизм, разборки и так далее. Хавбек минского «Динамо», родившийся в этом приграничном городке, рассказал Трибуне о том, как на самом деле живут мукачевцы.
– Ты родился и вырос в Мукачево. Что это за место?
– Когда меня об этом спрашивают, всегда шучу, что я родом из маленькой Европы. Это действительно так. Мукачево – небольшой городок в Закарпатской области недалеко от Ужгорода. Маленький, красивый, аккуратный и уютный городок. На каждом углу море кафешек. Чем-то напоминает Львов, только масштабы поменьше. У нас 80 тысяч жителей, а там миллион.
Очень красивое место с отличной природой. Много семей со всей Украины ездят в наши горы подышать свежим воздухом, оздоровиться, да и просто насладиться красотой. Всегда с удовольствием приезжаю к родителям в отпуск. Ребенок дышит горным воздухом и потом себя очень хорошо чувствует. Да и мы всей семьей получаем колоссальный заряд энергии. При этом, что удивительно, туристов не так много, как в том же Львове. В основном, к нам едут летом.
Маленькой Европой край зовут, потому что до границы с Европой всего ничего. До столицы региона Ужгорода меньше 40 километров. А граница как раз в городе. Так вот из-за этого получается, что в одном месте перемешана куча национальностей. На улицах запросто можно встретить кого угодно: венгра, поляка, чеха. Въезжаешь в Мукачево и диву даешься от номерных знаков – больше словацких и венгерских, чем украинских. Жить очень интересно.
Понятно, что такое положение вещей отразилось на нашей культуре и языке. Есть чисто украинский язык, на котором разговаривают во Львове, а есть наш – закарпатский. В нем переплелись венгерский, польский и украинский языки. Для понимания он достаточно сложный. Очень много тяжелых слов. И так может случиться, что жителя Закарпатья совершенно не поймут люди из восточных регионов. Особенно если не знают украинский.
Из-за всех этих особенностей нас иногда называют мадьярами :). Я с 14 лет живу во Львове и какое-то время пытался поправлять, спорил, доказывал что-то, а потом смирился.
– Что за люди живут в Закарпатье?
– Очень гостеприимные. Из гостей просто так уйти нереально. Тебя 10 раз напоят и накормят. Даже в день знакомства ты будешь чувствовать себя полностью своим – сплошная доброта. Нет такого пафоса, который можно встретить в столицах – в Киеве или Минске.
Вообще, у нас очень легко найти общий язык с людьми. Я ничего не имею против белорусов. Мне многое в вас нравится, но некоторые привычки… В Мукачево, да и во Львове, как? Приходишь в магазин, аптеку или еще куда. С тобой поговорят так, словно ты любимый родственник. Будут улыбаться, помогут с выбором. В Минске прихожу в магазин: «Здравствуйте, извините, пожалуйста…» И тут замечаю, что на меня очень странно смотрят. О приветствии в ответ я молчу. Если и отвечают, то делают это так, будто я виноват во всех бедах этой женщины-продавца. После того, как меня обслужили, всегда благодарю и прощаюсь. А в ответ ничего. Идешь на вокзал покупать билет, а там еще и обругают так, что не захочется к кассам подходить. Мне иногда бывает так не по себе от всего этого...
Еще у нас в Мукачево принято здороваться с соседями. В Минске в том доме, где я живу, мне и половина не отвечает! Я же привык общаться красиво. Могу не просто поздороваться, но и поинтересоваться делами. Мы же с некоторыми людьми чуть ли не каждый день пересекаемся. У нас так принято. В моем понимании иначе быть не должно.
Как-то разговаривали с Лукой Ротковичем и случайно вырулили на эту тему. Оказалось, у него такая же проблема. Говорит, выхожу из дома, здороваюсь с соседями, улыбаюсь им, а мне никто не отвечает. Очень неприятно.
Но в целом белорусы дружелюбные люди. Когда только появилась информация, что я могу перейти в «Динамо», мне в социальных сетках написали фанаты команды. Сказали, что будут очень рады видеть меня в клубе и предложили помощь в решении различных вопросов. Так я сдружился с фанатом Иваном. Спасибо ему за помощь и гостеприимство. Он помог с поиском квартиры, помог обустроиться в Минске. Показал город, рассказал, где можно хорошо провести время с семьей. В общем, благодаря ему моя адаптация прошла лучше и быстрее.
– Ты очень быстро сошелся с динамовскими фанатами. У тебя всегда так?
– Да. Ни в одном клубе никогда не было проблем с фанатами. Взять те же «Карпаты». Меня начали поддерживать во Львове с самого первого матча. Подошел после к сектору и обомлел. На перилах висит баннер: «Юра, дядько гордий за тебе». Для меня, 19-летнего дебютанта, это было очень важно.
Мой дядя – Янош Габовда – играл в клубе в конце 60-х и был любимцем публики. Так вышло, что я родился спустя несколько лет после его смерти и о его игре мне рассказывал папа. Так же читал о дяде в книге о победе «Карпат» в Кубке СССР 1969 года. Команда тогда выступала в первой лиге СССР и фактически сотворила очень серьезное достижение. Папа часто рассказывал о том празднике, который творился на стадионе.
Дядя был очень уважаемым человеком во Львове. Куда бы ни ходили с семьей, когда люди слышат «Габовда», спрашивают, не родственник ли я Яноша. Очень приятно, что моего дядю так помнят. Хочется, чтобы и про меня так вспоминали в будущем.
Когда стал больше вникать в историю клуба, сказал папе, что хочу играть за «Карпаты». Тогда мы поехали поступать во львовский спортинтернат. Кстати, папа никогда не был в клубе, но когда мы приехали, первое, что у него спросили: «Вы брат Яноша?» Нас тепло встретили, еще раз напомнили, как чтят моего дядю, но сказали, чтобы мы не надеялись на послабления. Хотя я, честно, думал, что фамилия порешает и меня без проблем возьмут.
В общем, оказалось, что в группу моего возраста осталось два места и 60 кандидатов! Мы с папой приехали с обычной сумкой – небогатые, простые люди. А кругом блатные машины, разодетые папы и мамы других мальчиков. Стою растерянный и говорю папе: «Поехали домой. У нас нет денег. Ничего не выйдет». Все же знали, как в наше время все делалось. Но папа успокоил, сказал, что я смогу все пройти. Сперва сдавали нормативы, а потом играли в футбол. Моя команда выиграла 4:3, я забил три мяча. Сразу после игры подошел тренер и сказал, что меня берут.
В общем, меня очень тронуло столь теплое приветствие фанатов. С тех пор я всегда выхожу на поле играть не только за честь клуба, но и ради болельщиков и фанатов. Они отдают себя, болеют за команду. Ездят на выезды, тратят свои деньги и силы. И очень хорошо, когда есть взаимопонимание между фанатами, футболистами и тренерским штабом. Когда мы все одно целое. В этом плане здоровскими были времена, когда в «Карпатах» работал Олег Кононов. Это было просто незабываемо. Он как-то смог объединить всех. Фанаты могли спокойно приехать к нам на базу и поговорить на любые темы. Отношения были очень дружеские.
Правда, случались и интересные ситуации. Была у нас серия невыразительных матчей. После одного из них фанаты стали заряжать: «Овцы, овцы!» А после выходного приехали на базу и выпустили на поле овцу. Она начала носиться, а парни говорят: «Вот, посмотрите на себя. Вот это вы так играете». Это было забавно! После состоялся серьезный разговор. И если не ошибаюсь, наши неудачи на том закончились.
– Какая главная особенность жизни в приграничном городе?
– Покупаешь сигареты, обматываешься ими под одеждой и идешь через границу. В Венгрии все продаешь и с деньгами назад. За день можно сделать по 10 ходок. Люди такие деньги зарабатывают! Граница же не закрыта: виза не нужна. Насколько знаю, в приграничной зоне – до 60 километров – можно находиться без визы. Так что можно запросто съездить на выходные в какой-нибудь приграничный город. Посидеть в кафе или пошопиться. Многие украинцы больше времени проводят в Европе, чем в Ужгороде или Мукачево.
Время сейчас тяжелое. Людям тяжело жить. Поэтому и идут на такое. Сигареты – самый ходовой товар. Кстати, слышал, в Беларусь мясо так провозят. Со мной в «Граните» играл украинец. Ехал на автобусе в Минск. На какой-то станции подходит к нему бабушка: «Сыночек, возьми килограмм мяса. Давай навяжем на тебя. Перевезешь в Беларусь, продашь». Он долго от нее отбивался. Говорил потом, что не хочет связываться с вашими пограничниками. Все же знают, как у вас строго. Я один раз ехал на поезде и столкнулся с ними напрямую. Рядом ехала бабуля. Ей уже за 70 было, глуховатая немого. И при проверке на белорусской границе оказалось, что у нее на один день просрочена временная регистрация. На один день! Она стала причитать, что забыла совсем. В итоге погранцы ссадили бабушку с поезда в час ночи. Мне так жалко стало ее. Захотелось подойти и за нее поговорить. Но не стал – строго все у вас.
В Ужгороде если спалят с контрабандой, то наказание будет не очень строгим. Погрозят пальчиком: «Не делай так больше. В следующий раз будут проблемы». – «Хорошо, извините». Выложишь все, что хотел пронести, и пойдешь домой. Впрочем, сейчас венгерская граница контролируется серьезней. Пару лет назад раскрылись махинации с получением европейских паспортов. За определенную сумму можно было сделать поддельный венгерский паспорт и беспрепятственно перемещаться по всему Евросоюзу. Когда все вскрылось, задержали приличное количество людей.
Из-за всех этих историй в городе достаточно много преступности. Много бандитизма и всяких разборок. Бывает, и стреляют. Мне кажется, так всегда было, что жители Закарпатья ассоциировались с бандитами. Год назад, например, был какой-то конфликт со стрельбой. Город был очень напуган. Было страшно, когда по улицам стали ездить вооруженные люди на боевых машинах. Я сейчас дома бываю редко, но друзья рассказывают, что стало очень много криминала. Читаю много новостей про Мукачево в различных пабликах. Всплывает много неприятных историй. Недавно вот в пригороде подожгли хороший загородный комплекс «Belle Royalle». Вроде бы пишут, что короткое замыкание, но кто его знает. И таких неприятных ситуаций много.
– Читал высказывание одного экс-депутата мукачевского совета, что каждый уважающий себя житель города хотя бы раз ходил, обвязавшись сигаретами, через границу.
– Я так не делал :). Да и батя вряд ли этим занимался. В свое время он ездил в Чехию на легальные заработки. У меня религиозная и очень воспитанная семья. Думаю, подобного «бизнеса» у нас не было. Хотя, может, я чего-то и не знаю :).