Власти за много лет даже не попытались слезть с российской нефтегазовой «иглы».
О том, что Беларусь нацелена уйти от полной экономической зависимости от России, заявил глава белорусского МИДа Владимир Макей, находясь с визитом в Польше.
А сделала ли власти какие-либо шаги, чтобы минимизировать эту зависимость? И за счет чего может произойти уход?
«Зависимость от энергоресурсов практически полная и уйти от нее очень тяжело»
Политолог Денис Мельянцов считает, что слова Владимира Макея не стоит трактовать буквально, предполагая некий разрыв в отношениях.
— Просто министр говорит о том, что когда наступает кризис, хорошо бы иметь разные варианты для экономического сотрудничества. Более того он несколько раз подчеркивает, что «Россия является нашим ближайшим союзником и партнером и мы собираемся выстраивать и даже углублять с ней отношения», — рассказал эксперт изданию «Завтра твоей страны».
Реализовать на практике заявления о минимизации зависимости достаточно сложно.
— Что касается энергоресурсов, то тут зависимость практически полная, и уйти от нее очень тяжело, — отмечает Денис Мельянцов.
Тем не менее в Беларуси есть программа развития альтернативных источников энергии, идет строительство АЭС. Ведутся также поиски новых рынков.
Предпринимается выход в Юго-Восточную Азию, за счет возобновления отношений с США есть некоторые подвижки в торговле…
Даже если посмотреть на ситуацию 15-10-летней давности, то она, по мнению политолога, кардинально отличается от нынешней. Хотя Россия является самым главным экспортным партнером.
— Тем не менее много чего, те же нефтепродукты, Беларусь продает в ЕС, большой товарооборот со странами Юго-Восточной Азии, есть поставки на рынки Персидского залива, — отмечает Денис Мельянцов.
Все это, по мнению политолога, говорит о продвижении в сторону ухода от полной зависимости от российского рынка. Однако прорывов нет — потому что экономика не реформирована. Да и выйти на новые рынки – это тоже непростая задача, выполнение которой требует длительного времени.
«За последние годы экономическая зависимость от России только увеличилась»
Эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко считает, что ситуация с зависимостью от России, наоборот, усугубляется.
— Это связано с тем, что текущая экономическая ситуация в стране требует достаточно много ресурсов, которые, к сожалению, в таком объеме может нам предоставить только Россия, — отмечает экономист.
Эти ресурсы, по мнению эксперта, выражены не только в кредитных линиях, но и в определенном доступе на рынок, а также в поставках энергоносителей, которые Россия, по сути, субсидирует.
— Примером тому — недавнее разрешение конфликта России и Беларуси по газу и нефти, — отмечает экономист. — В связи с тем, что альтернативы как таковой по всем этим направлениям не существует, происходит возрастание зависимости, которая, в свою очередь, влечет за собой повышение экономических рисков.
В то же время задача по диверсификации экономики Беларуси очень сложная.
— Здесь требуется создание в стране таких условий, которые позволят нам привлечь иностранный капитал, в том числе ЕС, стран-соседей, — отмечает Антон Болточко. — Но на это нет политической воли, поэтому говорить о снижении зависимости от РФ не приходится. И вряд ли сегодня власти готовы пойти на такие изменения.
Однако можно ли в принципе избавиться от этой зависимости, если главным источником привязанности являются энергоносители, за счет которых в основном и существует белорусская экономика? И что можно им противопоставить?
— Понятно, что рентабельность иранской или венесуэльской нефти несопоставима с российской. В то же время можно было бы работать над снижением энергопотребления внутри страны, на уровне предприятий. Сегодня энергоэффективность наших производственных фондов очень низкая, и, к сожалению, ничего поделать с этим нельзя, так как денег на модернизацию производств практически нет, — отмечает эксперт.
Выходом тут является приватизация либо привлечение инвестиций, считает экономист, но пока власти не готовы идти на структурные изменения.