ИП рассказала о безденежьи покупателей, многочисленных штрафах и пустующих боксах на рынке.
Предприниматель, работающий на Южном рынке в Гродно, рассказала сайту 015.by о безнадежности работы, безденежьи покупателей, многочисленных штрафах и пустующих боксах на рынке.
Татьяна торгует на рынке детской одеждой уже почти 10 лет. За это время у предпринимателя появились свои постоянные клиенты и поставщики. Вместе они переживали кризис, падения спроса, скачки валют. Однако, как признается женщина, подобной ситуации, которая сейчас сложилась на рынке товаров, в ее многолетней работе еще не было никогда.
- Иной раз и не хочется на работу выходить. Вокруг – уныние и безнадежность. Люди приходят безденежные. Недели две могут ходить просто присматриваться, ждут зарплаты и только потом приходят за одеждой. И не щупая куртку, например, сначала спрашивают, сколько она стоит. Вот недавно было такая ситуация. Пришла женщина, говорит: «У меня есть 50 рублей на зимнюю куртку для ребенка». Но по такой цене у меня не было даже осенней верхней одежды. В итоге, женщина ушла не с чем. С зарплаты она отложила 100 рублей, чтобы подготовить ребенка к зиме. За 50 рулей купила обувь, на куртку осталось столько же.
«Купляйце беларускае! Только где взять денег на это белорусское?»
Весь ассортимент детской одежды у Татьяны представлен белорусским и российским товарами. На сегодня, говорит предприниматель, это самая качественная из доступных по цене одежда.
- Да, та женщина сможет найти куртку для своего ребенка за 50 рублей. Но вероятнее всего, это будет «китай». Что касается зимней верхней одежды, то в белорусских и российских куртках идет хороший наполнитель – слайтекс. Это наполнитель нового поколения, искусственный пух. Он хорошо держит тепло, не аллергенен, легкий. Хорошая и верхняя ткань - прочная. В китайской куртке, если ребенок упадет, она может сразу и порваться. Ребенок в ней или замерзает, или потеет, так как подкладка, как правило, синтетическая. Но сейчас, к сожалению, мало кто интересуется качеством и составом одежды. Все выбирают что подешевле. У меня в среднем хорошая куртка зимняя будет стоить 90 рублей. Люди как узнают, что это белорусское производство, удивляются. Везде ж говорят: «Купляйце беларускае!». А как его купить это белорусское, если цены атомные на него? Фурнитуру, подкладку, мех мы ввозим из-за границы, все привязано в валюте, на все нужно платить налоги и растаможку. Вот и цена потом выходит совсем не подъемная для белорусского покупателя.
«Чтобы одеть своего ребенка к зиме, надо или отдать всю среднюю зарплату сразу, или начинать откладывать еще летом»
- Куртка – 100 рублей в среднем. Если комбинезон покупать, то он обойдется в рублей 130-150. Обувь, если более или менее качественная, в среднем, рублей 70-80, свитера и жакеты – по 30-40 рублей, шапки, шарфы и варежки – рублей 20-30. Штаны теплые – в среднем 40 рублей. Это если один ребенок в семье, а если их двое. Или трое…Вот и получается, чтобы одеть своего ребенка к зиме, надо или отдать всю среднюю зарплату сразу, или начинать откладывать еще летом.
Некоторые обижаются, что мы цены взвинтили. И пытаются во всем обвинить нас. А где вы были, когда мы бастовали? Почему нас никто не поддержал? Некоторые даже умудрялись комментировать, мол, «так им и надо. Зажрались, накручивали по 300 процентов сверху!» Мы, можно сказать, единственные, кто не боимся открыто высказывать свое недовольство! Тот же «Азот» на коленях, но люди боятся что-то говорить, так как знают, что их уволят. А нам уже терять нечего…
«Мы кормим государство, а себя прокормить не можем!»
С того дня, как ввели новые правила розничной торговли вещами, заработок Татьяны уменьшился в пять раз.
- Ежемесячно я плачу за арендное место – это чуть больше 100 рублей, налог – 79 рублей, и 80 рублей – в соцфонд. Если я привожу какой-нибудь товар, то еще и 9 процентов от суммы этого товара - ввозной налог. Покупаю я только сертифицированный товар. А он в среднем на процентов 30-40 дороже обычного. Покупатели у меня есть только в выходные дни, хорошо если в день их будет три. В будние дни – рынок «мертвый». В итоге, если в месяц у меня выйдет долларов 400-500 «чистыми» - это будет огромное счастье. Но «чистыми» это относительно. Мы ведь платим все наперед, не зная, что будет дальше. К тому же надо учитывать, что я стою на рынке каждый день, имея один выходной. Ежедневно трачу деньги на дорогу туда и обратно. За товаром я езжу сама – это тоже большая статья расходов, пусть и не постоянная. Чая горячего купить. Да и все можно было бы пережить… Но постоянно присутствует чувство, что ты враг для государства…
«Нас затравили штрафами…»
Татьяна признается, что большинство предпринимателей уже смирились с новыми правилами. Но очень надеются хотя бы на отмену многочисленных штрафов.
- Мы никого не просим дать нам денег, привезти вместо нас товар, дать нам работу. Мы платим налоги, соблюдаем все правила торговли, обеспечиваем сами себя работой. Но откуда такое отношение к нам? Штраф сегодня может получить любой и каждый, за любую провинность. А все штрафы начинаются от 20 базовых величин. По правилам на этикетке ввезенного товара должна быть информация о производителе и составе вещи. Здесь, уже в Беларуси, я должна наклеить свою наклейку с информацией о поставщике. Я могу указать как юридический адрес, так и адрес торгового места. Но до сих пор никто внятно не объяснил, какой должен быть точно адрес. За неправильно указанный адрес люди получают штраф по 4 миллиона старыми деньгами.
Или вот еще пример. Мужчина привез партию детской сертифицированной обуви. Состав был указан – 65 процентов кожи, 35 – заменитель. Пришли из нашей стандартизации, взяли на пробу. Выяснилось, что состав был указан неверный, по их мнению. Ошибка в процентном соотношении кожи и заменителя. В итоге – изъяли всю партию и наложили огромный штраф. А как нам самим проверить состав? На зуб? Мы не можем не доверять поставщику!
А делать сертификацию у нас очень дорого. К тому же делают долго. Например, сертификация купальников здесь, у нас, обошлась моей коллеге в 20 миллионов старыми. Но эту партию нужно закупить в январе, чтобы успеть к летнему сезону, так как проходить все проверки купальники будут месяца 4. И на пробу берут не одну единицу. Дорого, долго и невыгодно. Ну а привозить уже сертифицированный товар уже, как выяснилось, и опасно.
Штраф могут дать и за испорченную этикетку. Вот бывает ребенок меряет что-то, и не аккуратно снимает или надевает одежду. Этикетка где-то порвется, где-то сотрется информация от того, что часто вещь примеряют. И все – штраф получи и за это.
А однажды вообще оштрафовали женщину, что та заступилась за своего коллегу. В протоколе написали, что 65-летняя женщина избила троих молодых людей. Но это уже смешно! В итоге - штраф за мелкое хулиганство… А те, кто рьяно отстаивал свои права на площади и в мэрии – уже давно лишились боксов и работы.
Всего за последнее время на Южном рынке освободилось более 100 боксов. Но как говорит Татьяна, эта цифра постоянно растет.
- Люди уходят от безнадежности, безденежья покупателей… Остаются только те, кому на самом деле некуда идти или кто еще продолжает верить в рассудок властей, несмотря ни на что…