Чтобы зарабатывать деньги на увеселительных мероприятиях, нужно будет зарегистрировать ИП.
Владельцам агроусадеб могут запретить проводить свадьбы и юбилеи, а также принимать одновременно больше 20 туристов. Эти предложения прописаны в проекте указа Лукашенко по внесению изменений в законодательство об агроэкотуризме. Документ, который разместили для обсуждения на сайте Минспорта и туризма, буквально переполошил рынок, пишет tut.by.
Что предлагают изменить для владельцев агроусадеб
Владельцам агроэкоусадеб хотят запретить размещать одновременно больше 20 туристов. Но ограничение по количеству гостей не распространяется на экскурсионные группы и на участников событийных мероприятий.
Хозяевам усадеб также нельзя будет проводить свадьбы, юбилеи и ритуальные мероприятия. Чтобы зарабатывать на этих услугах, нужно будет зарегистрироваться предпринимателем.
Как и сейчас, в усадьбах можно будет устраивать экскурсии, предоставлять питание, в том числе собственного производства, проводить спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.
Из хороших новостей — повышать налог для них не намерены, сообщили в департаменте по туризму. Сейчас он составляет одну базовую величину — 21 рубль. Напомним, ранее планировалось увеличить эти сборы в три раза.
Как отреагировали хозяева агроусадеб
В агроусадьбах неоднозначно восприняли изменения, которые вынесли на обсуждение чиновники. К примеру, хозяин усадьбы «Вясёлая хата» в Копыльском районе Андрей Крук рассказывает, что за лето провел три свадьбы.
— Лично на нашу усадьбу указ повлияет не так сильно, как на тех, кто чаще проводит свадьбы, — говорит владелец усадьбы. — Ведь для многих усадеб проведение свадеб — это значительная часть дохода, многие агроусадьбы живут за счет этого, кормят свои семьи. Многие, как и мы, брали льготные кредиты. Мы думали, что до 2021 году ничего не будет меняться.
Напомним, льготы для владельцев агроусадеб, в том числе на получение льготного кредита, закреплены указом Лукашенко № 372, который действует до 2021 года.
По мнению Андрея Крука, вместо каких-либо ограничений лучше повысить налог.
— Сейчас смешные налоги, они вызывают недоумение. Пускай бы подняли налог до 30 или 50 базовых величин, — отмечает Андрей Крук. — А то ведь бывают ситуации, когда приезжает группа из 50 человек отдыхать, и как им объяснить, что мы не сможем принять столько людей.
Собственник «Вясёлой хаты» убежден, что «в целом изменения, если их примут, плохо скажутся на всем бизнесе, такое понятие, как экотуризм, может исчезнуть, могут загубить отрасль».
Его коллега — хозяин усадьбы «Ганка» в Минском районе Анатолий Ганец, — вместе со своей семьей 7 лет назад продал квартиру в столице и решил заняться агроэкотуризмом. Он убежден, что «не нужно менять указ, который работает».
— Люди поверили государству, многие оставили город, переехали на периферию. Зачем ломать их судьбы? Многие взяли кредиты, причем не только льготные. А как теперь их отдавать? Многие откажутся от этого вида деятельности, а некоторые переедут в Россию. Если меня это коснется, то не знаю, куда мне деваться. Моя семья не требует, чтобы ей дали рабочее место. Мы сами их делаем. Представляете, сколько людей станут безработными? По моим подсчетам, не меньше 4 тысяч человек.
К слову, друзья Анатолия из России уже предлагали перебраться к ним, чтобы заниматься агротуризмом.
По мнению мужчины, нужно ввести разграничения между сдачей жилья внаем и агроусадьбой.
— Также надо нужно ввести градацию по расположению усадеб от Минска — 5, 20, 40 и 80 километров. От изменений в указ, если их примут, пострадают в первую очередь те усадьбы, которые находятся в 80 и 40 километрах от столицы. Выиграют те, кто находится ближе к Минску или к курортной зоне.
Владелец усадьбы «Ганка» тоже поддерживает идею повысить налог, но при этом, по его мнению, нужно разрешить проводить свадьбы в усадьбах и не вводить ограничения по числу туристов. Сам Анатолий устраивает свадьбы в национальных традициях.
— Цены демократичные, я не деру. Самый бюджетный вариант обойдется в 60 рублей. Это будут национальные блюда. К примеру, колбаски, пиханые пальцем. Мы все сами делаем.
Анатолий говорит, что немногие владельцы агроусадеб смогут выполнить требования, которые выдвигают к юрлицам, поэтому и не регистрируют ИП.
— Юрлицам дороже обходятся газ и электричество. Проверки санэпидемслужбы ни одна усадьба не выдержит. В итоге к 2021 году ни одна усадьба не останется, будут только коттеджи, которые будут проводить свадьбы и мероприятия, — прогнозирует Анатолий Ганец.
Департамент по туризму: «Сколько можно массового загула!»
Обсуждение проекта президентского указа завершат в конце этой недели, уточнила директор департамента по туризму Минспорта и туризма Елена Перминова. Но не исключено, что предложения будут принимать и позже, «если это будет актуально».
По словам Елены Перминовой, владельцы усадеб активно звонят и благодарят за предложенные нововведения.
— Хвалят нас, какие мы молодцы, что наконец-то помогаем нормальным усадьбам отбиться от тех, которые устроили страшную жизнь для всего местного населения из-за постоянных корпоративов, дружеских посиделок, а по выходным — свадеб, петард. Особенно это актуально в Логойском и Минском районах, — сказала специалист. — Много нареканий, что мешают местным жителям.
Так, на недавнем расширенном совещании в Минспорта и туризма начальник Главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета госконтроля Александр Курлыко рассказал о нарушителях, которые «под видом сельского туризма начали активно и даже агрессивно развивать гостиничный и ресторанный бизнес».
— В последнее время наблюдается устойчивая тенденция злоупотребления льготными нормами существующего указа, когда жители столицы, областных центров и крупных городов, Браславского и Нарочанского районов стали использовать усадьбы исключительно для проведения свадеб, корпоративных торжеств, предоставления услуг бани или сауны, а также питания и ночлега. Агроэкотуризм — это совсем иное, — отметил Александр Курлыко.
Елена Перминова уточняет, что «свадьба, согласно Налоговому кодексу, — это предпринимательская деятельность».
— Ресторан, в котором могут провести свадьбу, обязан платить то, то и то. Усадьба почему не должна? Проведение свадеб у нас вдруг агроэкотуризмом стало? — говорит специалист. — Проектом указа мы пытаемся эти неравные условия разграничить. Свадьбы везде мы относим к предпринимательской деятельности. Нормальный туризм — это нормальный туризм, и он будет льготироваться независимо от нахождения субъектов.
Директор департамента уточнила, что ограничения в приеме 20 туристов не коснутся экскурсионных групп.
— Туристов экскурсионных, которых мы привозим на агроусадьбы, в том числе детей, мы ни в коем случае не ограничиваем, — сказала Елена Перминова. — Это коснется тех конкретно семей, которые приехали отдохнуть, попить водки, извините за грубость. Вот этих мы ограничиваем, потому что сколько можно массового загула!
При этом в департаменте по туризму выступают против повышения налога для владельцев агроусадеб.
— Мы не согласны увеличивать ставку налога. Тех правильных владельцев усадеб, которые занимаются агроэкотуризмом, мы ни в коем случае не ущемляем. Они и дальше будут платить 10 долларов год, которые они платили до этого. А вообще по-хорошему они и эти 10 долларов не должны платить, просто это такой мизер. Пусть работают в льготных условиях. А те, которые занимаются конкретным предпринимательством, тем ребятам, извините, нужно оформлять предпринимательство, — категорично заявила Елена Перминова.
По ее словам, в департаменте готовы принять любого желающего для обсуждения проекта указа, в том числе и инициативную группу.
— Добро пожаловать, мы всегда их ждем, приглашаем для общественного обсуждения. пусть звонят мне, и мы их примем.
Объединения «Отдых в деревне»: чиновники ломают человеческие судьбы. Это антинародный документ
Руководитель общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова рассказала, что организация сейчас занимается подготовкой коллективного письма в Минспорта и туризма.
— Наша организация выступает за то, чтобы указ № 372 остался в таком виде, в котором он сейчас есть. Чиновники ломают человеческие судьбы. Это антинародный документ. Если его примут, то все закончится в один момент, больше никто не поверит в обещания, — говорит Валерия Клицунова. — Владельцы усадеб создали себе рабочие места, они не взяли ни копейки у государства. А создание рабочего места стоит огромных денег. Посмотрите, сколько денег мы сэкономили государству. Во-вторых, многие люди продали квартиру, оставили собственность в городе, бросили работу, перевезли детей, они взяли кредиты. Они строят усадьбы в надежде на то, что слово, которое дало государство, будет сдержано.
По ее мнению, чтобы вернуть кредит, усадьбам нужно зарабатывать на массовых мероприятиях.
— На маме с ребенком они не вернут никогда деньги. Они не смогут отдать кредиты. Банки начнут изымать дома, начнутся катастрофы в судьбах людей. Почему Минспорта и туризма считает себя вправе все это сделать? — задается вопросом Валерия Клицунова. — Сейчас время кризиса, люди едва сводят концы с концами.
При этом Валерия Клицунова считает, что случаи в Логойском и Минском районах единичны, поэтому «нельзя по ним судить о всех владельцах усадеб».
— Это единичные случаи на фоне всех 2363 усадеб, которые открыты в Беларуси. С ними нужно разбираться. Нам нужно думать, что с ними делать, а не гробить всю отрасль и ломать судьбы людей в кризис, когда они не знают, как перезимовать.