Если за долгие годы сотрудничества белорусское руководство не сумело найти новые ниши ни на китайском, ни на пакистанском рынке, то сейчас ожидать чудесного "выстрела" не приходится.
Китай, родной Китай…
28-30 сентября Лукашенко посетил с государственным визитом Китай. Подписано почти три десятка соглашений и меморандумов о развитии сотрудничества в различных областях, в том числе в сферах промышленности и инвестиций, финансов, торговли, образования и науки, туризма.
Последняя встреча Лукашенко и Си Цзиньпиня прошла в мае 2015 года, когда китайский лидер завернул в Минск по дороге домой.
Предыдущий визит в КНР Александр Лукашенко совершил 1-3 сентября 2015 года, где принял участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к 70-летию победы в антияпонской войне и окончания Второй мировой войны.
По итогам 2015 года Китай вошел в тройку основных торговых партнеров Беларуси. Товарооборот с Китаем, включая Гонконг, Макао и Тайвань, в 2015 году составил - 3,302 млн долларов, и вырос по сравнению с 2014 годом на 5,6%. При этом белорусский экспорт составил около 800 миллионов долларов (на 22% больше), импорт из Китая - 2,4 миллиарда долларов (на 1,1% больше). Белорусские власти рассчитывают, что к 2020 году удастся достичь уровня экспортных поставок из Беларуси в Китай в сумме не менее 1,5 миллиардов долларов.
Нынешний год стал обвальным для белорусского экспорта: за январь-июль экспорт в Китай составил 107 миллионов долларов, хотя по итогам января-июля 2015 года эта цифра равнялась 829 млн долларов. С китайским импортом в Беларусь, напротив, все в порядке: 1 034 млн долларов за семь месяцев 2016 года (в прошлом году - 2 473 млн долларов).
Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико сделал вывод: Китай для Беларуси – большой шоп, потому что структура белорусско-китайской взаимной торговли работает не в пользу нашей страны.
Полеты в Пакистан
В 2015 году официальный Минск контактировал с Исламабадом чаще, чем с другими странами мира.
В середине августа в Беларусь на три дня прилетал премьер Пакистана Наваз Шариф. Лукашенко предложил довести товарооборот между странами до 1 миллиарда долларов, с чем Шариф согласился и улетел.
5-6 октября состоялся ответный визит Лукашенко в Пакистан.
"Мы договорились с премьер-министром в течение четырех лет вывести наш товарооборот на уровень $1 млрд. Как хотите договаривайтесь между собой, но через четыре года 1 млрд долларов, не меньше (больше можно), должен быть", - заявил Лукашенко по итогам визита.
В мае 2015 года Александр Лукашенко посетил Пакистан с официальным визитом. Тогда в Исламабаде был подписан пакет из двух десятков документов, направленных на расширение сотрудничества Беларуси и Пакистана в различных сферах.
По итогам прошлого года объем двусторонней торговли составил 56,3 млн долларов с положительным для Беларуси сальдо в размере 31,1 млн.
Октябрьская поездка Лукашенко в Пакистан - это обычный поиск рынков сбыта для наших тракторов, заявил ранее БДГ политолог-международник Андрей Федоров.
"Надеяться на чудесный "выстрел" не приходится"
Лукашенко ежегодно совершает туры в Китай и Пакистан. Понятное дело, летает туда не в одиночку: в 2016 году белорусская выправилась в Пекин сразу на двух самолетах. Подобные авиаперелеты не входят в число дешевых развлечений. Стоит ли овчинка выделки?
Политический обозреватель Роман Яковлевский считает, что результат поездок "далеко не такой, на какой рассчитывал Лукашенко, особенно с Китаем".
"В СМИ озвучивается одна информация, а на самом деле, судя по скупости официальной информации, картина другая. Есть большие трудности с получением реального эффекта. В общем, выгода только на бумаге. И вряд ли в этом сможет помочь новый посол и вундеркинд-экономист с американским дипломом Кирилл Рудый", - подчеркнул Роман Яковлевский.
Аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition (EAST) Андрей Елисеев в комментарии БДГ констатировал: если за долгие годы сотрудничества белорусское руководство не сумело найти новые ниши ни на китайском, ни на пакистанском рынке, то сейчас ожидать "выстрела" не приходится.
- На краткосрочную перспективу эти визиты точно не окупаются. В прошлом году зафиксировано наибольшее количество внешнеполитических контактов с Пакистаном (из всех стран), и товарооборот только падает. Но с Пакистаном есть несколько точек соприкосновения на далекую перспективу: в военно-техническом сотрудничестве, в развитии транспортной инфраструктуры. Китай вкладывается в строительство пути из Пакистана, через несколько лет планируется появление транспортного пути из Пакистана в Беларусь, который может повлиять на расширение товарооборота.
Но с точки зрения торгового сотрудничества, увеличения товарооборота, все поездки Лукашенко не дают явного прогресса, напротив, происходит обвал торгового оборота со многими развивающимися странами.
- Официальный Минск избрал неверную стратегию?
- Учитывая состояние белорусской экономики и снижающуюся конкурентоспособность белорусских товаров надеяться на чудо не приходится. Белорусские власти имели возможность продемонстрировать отечественную продукцию китайскому и пакистанскому потребителю многие годы назад; если до сих пор официальный Минск не нашел новые ниши, то надеяться на чудесный "выстрел" не приходится.
Например, Пакистан остался одной из последних стран развивающего мира, которая в довольно больших объемах закупает продукцию белорусского машиностроения, и прежде всего тракторы. Предел мечтаний - сохранить этот рынок, а удачных попыток найти новые ниши даже не заметно.