Известная теннисистка рассказала о беременности, тренировках и каникулах в Беларуси.
В День матери tut.by пообщался с Викторией Азаренко, которая готовится стать мамой. Пополнение в семье теннисистки случится в декабре.
В список знаменитых белорусов включила бы Домрачеву и Алексиевич
— В Беларуси вы находитесь уже около двух месяцев. Когда в последний раз удавалось бывать дома так долго?
— Так давно, что я уже и не помню. Вероятно, в четырнадцать лет, еще до моего отъезда из страны. Будучи подростком, уехала тренироваться в Испанию. Там пробыла около восьми месяцев в немецкой академии в Марбелье, после чего перебралась в Соединенные Штаты.
— Были ли до нынешнего приезда вещи, которые вы давно хотели сделать в Беларуси, но на это не хватало времени?
— Очень хотелось выехать за пределы Минска и посмотреть нашу природу. Мы съездили в Березинский биосферный заповедник, и мне очень понравилось там. Думаю, что нашу природу можно назвать редкой и удивительно красивой. Здесь столько лесов, свежий воздух! Честно говоря, я бы хотела, чтобы мы поехали в Беловежскую пущу, но это далеко от столицы.
— Вместе с вами заповедник посетил и Уильям Маккег, ваш парень. А какие еще места в Беларуси вы показывали приезжим ребятам, членам вашей команды во время предыдущих визитов в страну?
— Раньше у нас всегда был немного другой формат, ведь мы много работали. Что мы действительно делали, так это показывали моей команде, друзьям и даже бизнес-партнерам Минск. Они удивлялись тому, насколько это чистый город и какие приветливые люди здесь живут. Так же, как с моим молодым человеком сейчас, мы часто водили наших гостей на хоккей. Они отмечали, что любовь белорусов к спорту трудно не заметить.
Моя команда была приятно удивлена тому, как оснащены наши спортивные центры. Мы были как в национальной академии тенниса, так и в Городском центре олимпийской подготовки по теннису. Ездили в академию в «Солнечном», которая находится под Раковом, где работали на крытых грунтовых кортах. Также хочу сказать про тренажерные залы в университете физкультуры. Там созданы прекрасные условия, что, признаться, иностранцы не ожидали увидеть.
— Билли можно увидеть с ракеткой, с футбольным мячом, но мало кто ожидал, что он будет заявлен за команду «Драконы» в Ночной хоккейной лиге. Каков он на льду?
— Он вообще-то играл в хоккей.
— То есть хотел стать хоккеистом-профессионалом?
— Да. Выступал в составе команды своего колледжа.
— Что помешало пробиться дальше?
— Травма.
— А ходить на матчи хоккейного «Динамо» — это идея Билли?
— Абсолютно нет. Я ходила на хоккей в Минске даже тогда, когда его [Билли] рядом не было. Мне нравится этот вид спорта. Слежу за событиями в мире хоккея с самого детства — с тех пор как уехала в Штаты, где жила дома у Николая Хабибулина (олимпийского чемпиона и обладателя Кубка Стэнли. — Прим. ред.).
— Есть ли у вас любимчики в составе «зубров»?
— Я еще не совсем знаю, кто как играет! Заметила только, что если поинтересоваться перед поединком, кто забьет первый гол, то большинство болельщиков почему-то говорят, что это будет Мэтт Эллисон.
Знаете, мой дядя дал русские имена всем иностранцам, которые теперь выступают за сборную по хоккею. Ника Бэйлена, к примеру, он называет Колей.
— Вас показывают на мультимедийном кубе «Минск-Арены» иной раз чаще, чем некоторых хоккеистов «Динамо».
— Народ не привык видеть меня в Беларуси, поэтому, когда меня показывают, люди живо реагируют. Очень приятно видеть их эмоции, уделить им то количество времени, которое я могу. Мне это ничего не стоит, а им приятно.
— Случалось ли на ваших матчах такое, что кому-то уделялось больше внимания, чем игрокам?
— Не припомню подобного. Да я и не особо обращаю внимание на то, кого показывают на табло.
— А как же ваша встреча с Винус Уильямс в полуфинале турнира в Дохе в 2015 году? За ней наблюдал Дэвид Бэкхем, его часто показывали.
— Верно. Кстати, я тогда знала, что он придет, еще до начала матча. Также было приятно, когда Билл Гейтс приходил на мою встречу в Индиан-Уэллсе в этом году. Кажется, я тогда играла полуфинальный поединок с Каролиной Плишковой.
Мне очень нравится то, сколько людей приходит поддержать минское «Динамо» на домашние матчи. Если взять в масштабе численность населения в регионе и интерес к местному клубу, то, думаю, здесь «Динамо» будет выглядеть очень уверенно на фоне американских команд. Не думаю, что где-то в Штатах в двухмиллионном городе на любимую команду ходит столько же людей, как в Минске.
Меня также впечатлило то, как много людей побывало на «Гонке легенд» биатлона и приняло участие в Минском полумарафоне.
— Кто-то из ваших друзей или близких бежал?
— Нет, к сожалению. Наверное, нужно заставить. Ну или показать на личном примере, как это всегда делает наш глава государства Александр Лукашенко. Особенно — в спорте.
— Британская газета The Telegraph недавно собрала двадцать пять фактов о Беларуси. В разделе «Знаменитые белорусы» они привели следующие имена: Марк Шагал, Луис Барт Майер (уроженец Минска, основатель Метро Голден-Майер. — Прим. ред.), Ольга Корбут, Василий Кириенко и Виктория Азаренко. Кого бы вы добавили в этот список?
— Понимаете, мне всегда очень сложно отвечать на вопросы, когда нужно называть имена. Бывает, не могу кого-то вспомнить, а потом проигрываю внутри себя то, как следовало бы ответить.
Я уверена, что нашего президента точно можно внести в это число людей. Им было много чего сделано для белорусского народа. Еще я назову Дарью Домрачеву. Не знаю, насколько хорошо она известна в странах, где биатлона нет, однако в Европе ее любят. Даша — наша гордость.
На самом деле здесь можно долго перечислять имена таких выдающихся спортсменов, как Екатерина Карстен, которая на стольких (на семи. — Прим. ред.) Олимпиадах показывала высший класс. Я бы еще хотела добавить в эту компанию Светлану Алексиевич, нашего лауреата Нобелевской премии по литературе.
Другими словами, в нашей стране достаточно выдающихся людей, которые не попали в список The Telegraph.
— А вы все же есть в нем.
— Мне всегда приятно рассказывать, откуда я родом. Особенно тем, кто никогда не был в странах постсоветского пространства. Часто они пересматривают мнение о нас. Я не говорю, что у нас все хорошо, но причины гордиться собой у нас определенно есть.
— На первое место в своем рассказе о Беларуси британцы поместили информацию о том, что мы — самая пьющая нация в мире. Они сослались на данные Всемирной организации здравоохранения. Наш Минздрав со статистикой ВОЗ в 2014 году не согласился. Признаёте ли вы проблему алкоголизма в Беларуси?
— Мне кажется, что у британцев не меньше проблем с алкоголем, в частности с пивом, чем у нас. При этом не стоит отрицать то, что наши люди любят выпить. В ограниченных количествах шампанское или вино может быть даже полезно, но я не могу понять людей, которые просто пьют и все. Без повода.
Думаю, белорусы часто запивают горе, а культура потребления алкоголя просто слабая. Хотя мне тяжело судить, так как сама я практически не пью.
— То есть работаете в плюс для этой статистики.
— Да. Как по мне, слабость к алкоголю возникает на фоне психологических проблем, а раз так, то тут можно найти общее с теннисом. Я много раз спрашивала у детей и родителей о том, в чем причина их неудач на соревнованиях. Суть в том, что они не ищут причины в себе, а считают, что кто-то другой виноват. Мне такая позиция непонятна. Я стараюсь осмыслить ситуацию, найти выход и сделать так, чтобы подобное больше не повторилось.
При этом именно спорт я считаю одним из лучших способов избавиться от внутреннего дискомфорта. Сколько исследований доказали, что во время физической активности организм вырабатывает гормоны радости. Думаю, если ты просто улыбнешься себе с утра, то и день пройдет хорошо. Ты ведь уже настроил себя на позитив! Будешь искать его во всем. Почему люди ищут другие, легкие, будто бы сказочные пути?
Видимо, причина в том, что люди живут с психологическими травмами. У нас ведь не принято рассказывать о трудностях. Держи все в себе! Ты сильный! Улыбайся и иди дальше! Я же считаю, что каждому человеку нужна помощь.
— В спорте вам ее оказывает команда?
— Команда, семья, друзья. Я не стесняюсь делиться чем-то своим, разгрузиться. Возможно, еще услышу полезный совет.
«Приятно взять паузу и отключиться от всего, что происходит в туре»
— Правда ли, что вы ожидаете пополнения в декабре?
— Да.
— Значит ли это, что вы знали о беременности, когда в апреле играли за сборную в Кубке Федерации против команды России?
— Давайте мы не будем поднимать эти вопросы.
— Хорошо, но ведь на родине вас часто обвиняют в отсутствии патриотизма…
— А как это измеряется? По-моему, доказательством обратного является то, что, как отмечено в The Telegraph, о Беларуси узнают через меня.
— Вы были первой ракеткой мира, побеждали на турнирах, представляя Беларусь, завоевывали для страны олимпийские медали, а нынешней весной в Москве помогли женской сборной впервые пробиться в Мировую группу Кубка Федерации. По-моему, факт вашей беременности в ту пору добьет критиков.
— Согласна, но я бы не хотела акцентировать на этом внимание. Не хочу себя оправдывать, объясняя, почему не всегда удавалось играть за сборную на ранних стадиях Кубка Федерации. «Вот Вика приехала, и мы вздохнули», — такого не должно быть. Считаю, если наша команда хочет добиться высоких результатов, то мы не должны зависеть от одного человека. И в Канаде, где девочки играли без меня в феврале, они показали, что способны побеждать.
Мне, как лидеру сборной, очень важно видеть их прогресс. Я совершенно точно не должна гладить партнеров по команде по голове, но вместе с тем стараюсь подстегивать их к дальнейшей работе над собой.
— Дебют белорусской сборной в Мировой группе, который состоится в феврале, и следующий матч предстоит провести без вас. Вы будете заняты ребенком и восстановлением формы. Какие задачи в таком случае должны ставить перед собой наши теннисистки?
— Во-первых, им следует хорошо подготовиться. Печально было это признавать, но в прошлом году в Токио с физической готовностью были проблемы. Не знаю, что и сказать, когда у человека появляются судороги. После этого мы провели беседу, и с тех пор началось движение вперед. Во-вторых, девчонкам предстоит справиться с психологическим давлением. Все-таки в следующем году мы впервые с 2011 года сыграем дома.
При этом я бы добавила, что Саша Саснович у нас очень любит выступать за сборную. Это должно помочь команде, в которой есть молодые игроки — Вера Лапко и Арина Соболенко.
— Материнство — счастье для женщины. В то же время ваша беременность пришлась на время, когда вы выиграли турниры в Индиан-Уэллсе, Майами, стали лидером чемпионской гонки и помогли сборной пробиться в элиту женского тенниса. Можно ли назвать вашу паузу в карьере прерванным полетом?
— Нет, это не был прерванный полет. Я хорошо знаю свои возможности, и после того, как залечила травмы и провела качественную предсезонную подготовку, у меня сразу появились результаты. То, что будет именно так, для меня не было сюрпризом. Я по-прежнему способна обыгрывать лучших в мире и побеждать на турнирах. А люди, которые в прошлом году не верили в это, говорили, что я плохо играю, не видели всей картины.
Беременность стала неожиданностью и одновременно радостью, ведь у меня скоро будет ребенок. Кроме того, беременность предоставила возможность немного отдохнуть от тенниса, в котором я столько лет. Приятно взять паузу и отключиться от всего, что происходит в туре.
— В третьем круге майского турнира в Мадриде вы приняли решение о снятии, а во втором круге турнира в Риме проиграли Ирине Бегу. В первом раунде открытого чемпионата Франции снялись в третьем сете. Причина — все-таки травма ноги или физиологические изменения?
— Тут все взаимосвязано, и травмы пошли ввиду изменений, а не просто так.
— Вы уже знаете пол ребенка?
— Да, но не хотела бы пока говорить.
— Стрелец или Козерог — знак зодиака ребенка имеет значение?
— Не люблю загадывать наперед, однако могу сказать, что среди моих близких друзей есть Стрельцы, да и с Козерогами у меня складываются хорошие отношения.
— О беременности вы объявили в середине июля. Тяжело ли вам далось это решение? Какие у вас были соображения?
— Непубличный человек не чувствует такого пресса, который испытываю я. Так как вскоре должны были стартовать Олимпийские игры в Рио, мне пришлось сообщить о моем положении. Прежде всего, важно было рассказать об этом нашей федерации и тем людям, которые рассчитывали на мою поездку в Бразилию. Также болельщикам, которые переживали и не знали, что происходит на самом деле.
«Вернуться после родов в биатлоне легче, чем в теннисе»
— В своей колонке в Sports Illustrated вы отмечали, что женский спорт — это не то же самое, что и мужской. В нем точно нет раздела «Материнство» или «Беременность». До материнства вы еще не добрались, а что расскажете о беременности в жизни топ-спортсменки?
— Мне тяжело судить, так как пока я не прошла через все этапы. Могу сказать, что беременность — это такой поворот в карьере, который прерывает линию в спорте. Я понимаю, что после родов у меня будет достаточно времени, чтобы вернуться в теннис, который я очень люблю. При этом важно не забывать жить.
К тому же в спорте достаточно примеров, когда женщины возвращались даже в лучшей форме, чем когда они уходили. Вероятно, после рождения ребенка взгляд на жизнь становится более зрелым, у спортсменов появляется новая мотивация, вдохновение.
— Они по-другому понимают то, зачем и для кого они выступают?
— Да, появляется более глубокий смысл у того, что ты делаешь. Знаете, когда я узнала о беременности, то мне стало казаться, что все вокруг беременны!
Столько позитивного опыта можно вспомнить, если мы говорим о родах в спорте. На мой взгляд, один из самых ярких примеров — американская волейболистка-пляжница Керри Уолш. У нее три ребенка. Кстати, она живет неподалеку от меня (имеется в виду на Манхэттен-Бич в Калифорнии. — Прим. ред.). Несколько раз даже удалось потренироваться с ней.
Я еще надеюсь посмотреть на то, как состоится долгожданное возвращение Даши Домрачевой (недавно родила девочку. — Прим. ред.).
— Она планировала хорошо подготовиться к чемпионату мира по биатлону, который пройдет в феврале следующего года.
— Думаю, сделать это в ее виде спорта немного легче, чем в теннисе.
— Почему?
— В биатлоне не так много технических моментов и наигранности, поэтому большее значение имеет физическое состояние. У теннисистов важную роль играют и психология, и координация, и игровая практика. То есть больше компонентов, которые должны находиться на высоком уровне, чтобы хорошо выступать.
— Вы предположили, что сможете вернуться в тур к следующему Открытому чемпионату США. Это реально?
— Невозможно предугадать, когда ты не знаешь, чего ожидать уже в ближайшем будущем. Поэтому не хочу торопиться и называть конкретные даты. Пока нет даже плана предсезонной подготовки. Знаю только, что ко времени ее начала буду находиться на другой стартовой позиции, нежели год назад.
— В прежнем ли составе вернется ваша команда в следующем сезоне? Известно, что ваш бывший спарринг-партнер Саша Бажин сейчас работает со Слоан Стивенс, а тренер Вим Фисетт — с Петрой Квитовой…
— Я пока ни на что не рассчитываю. У меня много других забот, среди которых учеба и бизнес. Если мне суждено работать с этими людьми в дальнейшем, то так тому и быть. При этом считаю, что набрать новую команду для меня не станет проблемой.
— Где вы учитесь и на кого?
— Я выбрала Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Сейчас изучаю экономику и хозяйственное право. У меня есть пять лет на то, чтобы освоить всю учебную программу. Если бы я могла учиться без перерывов, то справилась бы за два года. Зачем это нужно? Хочу понимать все процессы, связанные с моим бизнесом.
— Не отнимает ли ваше желание учиться работу у кого-нибудь из персонала?
— Вовсе нет, просто я люблю все держать под контролем, а это подразумевает необходимость вникать в суть дела.
«Знание русского не помешало бы Билли»
— По-прежнему ли вы играете в теннис?
— Уже нет, доктор не разрешает. Можно было бы играть, но только вполсилы, а я так не могу. В последний раз, когда выходила на площадку, мы вместе с моим лучшим другом Вагеном играли на счет, представляете? Это была очень эмоциональная битва, где находилось место для соперничества.
— Вы продолжаете тренироваться. Какую физическую работу может делать беременная женщина без страха и опасений? Кто вас консультировал в этом вопросе?
— Сейчас так много информации можно найти по любому интересующему вопросу, так что это не проблема. В частности, много женщин постит видео на тему тренировок и питания для беременных. Думаю, нужно отталкиваться от того, как ты себя чувствуешь, подстраиваться под свой организм и брать только то, что подходит тебе.
Если мы говорим о моих занятиях в тренажерном зале, то с тех пор, как я забеременела, изменилось немногое. Я делаю все те же приседания, выпады, упражнения на руки. Рабочие веса, конечно, уменьшились. Пресс не качаю, сами понимаете! При этом есть варианты упражнений с большим таким физиомячом, которые помогают. Да и вообще я накупила домой разных резинок, гантелей… Иногда практикую йогу.
— Билли тренируется вместе с вами. Вероятно, хочет поддержать вас таким образом, верно?
— Он всегда со мной тренируется! Так одновременно поддерживает меня и работает над собой. Он любит спорт, здоровый образ жизни.
— «Они гатойто. Он ест. Она пьет», — это ваш парень учит русский язык. Всерьез ли вы требуете от Билли заговорить по-русски?
— Я не требую, но думаю, некоторые знания ему не помешали бы. Знаю, как тяжело иностранцам дается русский. Здесь надо учитывать не только произношение, но и времена, и окончания.
— Но то, что происходит сейчас, это аттракцион: «А ну-ка, Билли, скажи что-нибудь по-русски!». Или же задача в том, чтобы он заговорил?
— Я знаю только то, что ему было бы легче находиться в этой среде, если он сможет изъясняться самостоятельно. Лично мне знакомо чувство, когда ты не понимаешь, что происходит вокруг.
Кстати, мои родители начали учить английский язык, причем мама достаточно успешна в этом смысле — может разговаривать.
— Заберете ли вы маму с собой в Штаты, где собираетесь рожать?
— Да.
— Стали ли вы ближе за последние месяцы?
— Мы всегда были близки, а сейчас у нас просто стало больше времени на то, чтобы поговорить о чем-то женском, а не о теннисе или работе.
— Ваш твиттер понемногу превращается в шоу Джейми Оливера. Там идет бурное обсуждение кулинарной темы.
— Я всегда очень любила готовить. В той семье, в которой я выросла, где бабушка, мама и тетя прекрасно это делают, по-другому и быть не может. А с учетом того, что у меня была возможность ездить по всему миру и пробовать разную еду, интерес к кулинарному делу лишь усилился. Мне нравится экспериментировать на кухне. К тому же в интернете сейчас так много информации в тексте, фотографиях и видео, что ты думаешь: а почему бы не попробовать еще и так?
— Подписчики просят вас снять видеоуроки по приготовлению пищи, на что вы отвечаете, что нужен кто-то, кто бы это снял. Мы готовы! Как и снять с вами упражнения в зале для беременных!
— Тренировки в зале понемногу снимаю сама и надеюсь в будущем связать собранные материалы в документальный фильм. А пока стараюсь просто наслаждаться процессом.
Что же касается кулинарных уроков, то в Штатах у меня есть друг, который очень хорошо снимает видео. Пару раз он мне уже предлагал что-нибудь снять, поэтому это всего лишь дело времени.