Однако признавать свою вину никто из молодеченских чиновников не спешит.
После трагедии, случившейся в четверг, 29 сентября, когда во время уборки картофеля погибла 13-летняя школьница, появилось много вопросов.
Во-первых, это, конечно же, кто виноват? Но на этот вопрос сможет ответить только суд, когда закончится следствие.
Второй вопрос: отпускать ли своих детей на сельскохозяйственные работы?
Ситуацию пояснил Денис Томашев, начальник Молодечненского межрайонного отдела Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда.
- Заключение трудового договора, согласно законодательству, допускается только с лицами, достигшими 16-летнего возраста. Если ребенку 14 лет, то с ним может быть заключен трудовой договор только с письменного разрешения родителей. И то, такой договор может быть заключен только на выполнение легкой работы, где нет факторов, которые мы относим к опасным. Поясню: там, где используются вещества, которые могут навредить здоровью ребенка, или там, где работает техника со всякими "веялки" и "сеялками", детей вообще быть не должно. То же касается и уборки картофеля.
Кроме того, перенос и перемещение несовершеннолетними тяжести вручную регламентированы Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ №173 от 12 декабря 2005 года. Согласно этому документу, ребенка, которому 14 лет, разрешено поднимать и переносить тяжести, вес которого не превышает трех килограммов.
- Нарушения, которые допустили те, кто отправлял 13-летнюю школьницу на уборку картофеля, очевидны. Ответственный за это, во-первых, должен был убедиться в том, что ребенку исполнилось 14 лет, что у него есть медицинская справка, позволяющая выполнять физическую работу.
На вопрос, могут отправлять детей помогать колхозам, Денис Томашев ответил однозначно: «Только с письменного разрешения родителей».
Обо всем этом знает и начальник отдела образования, спорта и туризма Молодечненского райисполкома Инна Драпезо:
- Конечно, отправлять ребенка на картофель или нет, решают только родители. Никто не в праве заставлять ребенка. Больше я ничего комментировать не буду. Идет следствие, пусть там и разбираются, кто виноват.
Еще один вопрос, который активно обсуждают молодеченцы, это почему на картофель отправляют школьников, когда в городе много безработных.
Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Молодечненского райисполкома Ольга Майстренко рассказала "Региональной газете", что между СПК и управлением заключен договор.
- Если человек хочет поехать на уборку картофеля, он должен прийти к нам и написать заявление. Мы еще не отказали никому. Ежедневно мы отправляем на уборку картофеля около 50 безработных. СПК за это рассчитывается и картофелем, и деньгами. За день работы работник получает 10 - 12 рублей.
Недостатка в рабочей силе, признается Ольга Майстренко, в Молодечно нет.