Сегодня наблюдается высокий интерес к государственно-частному партнерству, а совместные проекты бизнеса и государства уже вошли в практику в развитых странах.
Если коротко, то ГЧП – это взаимодействие государства и бизнеса, которое позволяет государству реализовать важные социальные проекты без значительной единовременной нагрузки на госбюджет – при помощи инвестиций частного бизнеса. На деле это выглядит так: частный бизнес строит (или модернизирует) и обслуживает в течение оговоренного срока определенный инфраструктурный объект, получая при этом возмещение затрат за счет платежей из бюджета. По окончании контракта объект переходит в собственность государства.
В Беларуси Закон о государственно-частном партнерстве был принят в декабре 2015 года. В июле 2016 он вступил в силу.
Необходимость в ГЧП возникает, как правило, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: это транспортная, социальная, коммунальная сферы, а также инфраструктура, образование и здравоохранение. Для примера: на принципах ГЧП построены дороги, мосты во многих странах Европы, функционирует метро в Лондоне, построены и управляются здания судов Нидерландов, тюрьмы в Щвейцарии, больницы во Франции и др.
Предварительно в Беларуси в список приоритетных пилотных проектов было отобрано семь. На сегодняшний день уже находится в разработке проект по реконструкции автомобильной дороги М-10: граница РФ – Гомель – Кобрин.
Как рассказала «Ежедневнику» начальник управления экспертизы инвестиционных проектов и государственно-частного партнерства Минэкономики Ирина Каленчак, на данный момент заключено соглашение с Европейским баком реконструкции и развития на подготовку проекта для проведения конкурса по данному проекту. «Сейчас консультанты отрабатывают технические решения, юридическую и финансовую схемы. В ходе проработки станет понятно, за что отвечает государство, а за что частный партнер, какие платежи возможны и с какой стороны», – пояснила представитель ведомства.
Частный партнер данного проекта будет определен по итогам конкурса, а основные условия реализации проекта, а также требования к частному партнеру будут определены в конкурсной документации, пояснили в Минэкономики.
Также известно, что на подступах к проработке находятся еще два проекта: реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница №3 г. Гродно» под «Гродненский областной клинический онкологический диспансер» и строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области.
Что может получить бизнес от ГЧП?
По словам Ирины Каленчак, если говорить о государстве, оно надеется получить от данного механизма сотрудничества (ГЧП) современную инфраструктуру (например, дорожную, социальную и иную), в результате эксплуатации которой качество услуг для населения улучшится.
И вполне очевидно, что привлечение частного партнера позволяет повысить эффективность реализации проектов, так как бизнес зачастую имеет больший опыт применения передовых технологий, а также более эффективно управляет рисками, в том числе за счет управленческих решений.
А вот вопрос, который волнует участников рынка: какие преимущества может получить от такого сотрудничества частный партнер, ведь его надо как-то заинтересовать вкладывать инвестиции в государственные проекты?
В Минэкономики считают, что бизнес от данного взаимодействия сможет получить доступ к новым сферам деятельности, которые ранее традиционно принадлежали государству, а также приобретение репутации на рынке. «Но самое главное – это стабильный доход на вложенный капитал на протяжении всего срока реализации проекта, а это где-то 10-20 лет», – отметила Ирина Каленчак.
Сработает ли?
Можно догадаться, что необходимость реализации механизма ГЧП в Беларуси обусловлена банальной нехваткой бюджетных средств. В этих условиях данный механизм предлагает разделить с бизнесом финансовое бремя, риски и распределить необходимые затраты во времени.
На первый взгляд все выглядит замечательно: обе стороны объединяют ресурсы и реализуют проект. Но напрашивается много вопросов: это и глубина вмешательства государства в проект, и вопрос разделения ответственности и рисков, а также гарантии возврата вложенных частным бизнесом средств и др.
В Минэкономики объясняют, что каждый проект – это индивидуальная проработка и все вопросы будут решаться в каждом определенном случае отдельно. «Но общий подход такой: государство контролирует качество услуг, а бизнес ведет свою деятельность», – пояснила Ирина Каленчак.
В целом понятно, что государственно-частное партнерство – это достаточно сложный инструмент, и будет ли он работать в белорусской действительности, вопрос остается открытым. Так, например, на взгляд участников рынка, самое важное условие для того, чтобы механизм ГЧП в Беларуси сработал – это готовность государства посмотреть на бизнес как на равноценного партнера.