У местных чиновников есть деньги только на прославление чужой истории.
В Могилеве собираются установить памятный знак ставке последнего российского самодержца Николая II. Как следует из сообщений местной прессы, его поставят на площади Славы. О дате установления пока речи нет, но заявляется, что специалисты уже разрабатывают дизайн знака.
«Объект будет содержать информацию о датах пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандующего», - говорится в сообщениях.
В горисполкоме не удалось выяснить, чем вызвана необходимость установления мемориального знака ставке главного полководца российской армии. Однако тема быта российского самодержца, его семьи и ставки в Могилеве поднимается регулярно. Проводятся выставки, православная церковь организует крестные ходы. Делегациям из России во время посещения города не забывают напомнить о царе и ставке, пишет «Радыё Свабода».
Между бюстом и памятным камнем
В 2009 году собирались поставить бюст Николая II. Инициатива вызвала горячую дискуссию в обществе по поводу целесообразности увековечения в белорусском городе российского императора. Тогда от этой идеи отказались. Пожалованный Могилеву руководством района Соколиная Гора административного округа Москвы бюст передали в музей.
В 2013 году вновь заговорили об увековечении последнего российского императора. Топонимическая комиссия при горисполкоме предложила установить либо мемориальную доску, либо памятный камень на замчище или неподалеку от него.
Историк, член топонимической комиссии Игорь Пушкин настаивает: на этот раз речь не об увековечении Николая II, а празднование именно исторического факта, что в Могилеве во времена Первой мировой войны была ставка главного полководца российской армии.
За лицом Николая II «русский мир»
«Другое дело, что кто-то пытается под мемориальной доской ставки увековечить память императора и так называемый имперский «русский мир». Такая постановка вопроса неверна. Я категорически против такой доски», - говорит собеседник.
«Ставка - это же не только Николай II. Она существовала в Могилеве и после того, как самодержец отрекся трона. С деятельностью ставки было связано много лиц, поэтому я категорически против того, чтобы поклонялись личности императора», - отметил Игорь Пушкин.
Историк вспомнил дискуссию, которая состоялась за «круглым столом» в 2013 году. Тогда, заметил он, инициатива увековечить личность Николая II не нашла поддержки у могилевчан. «Большинство высказывалось, что стоит в городе отметить факт пребывания в Могилеве ставки главного полководца», - напомнил Игорь Пушкин.
Где же памятники своим героям?
Еще один историк Александр Агеев сказал, что не было бы проблем с мемориальном знаком ставке, если бы в городе были увековечены белорусские национальные герои.
«В городе не хватает памятников своим, и если появляются только чужие знаки, то это всегда вызывает аллергию», - отметил он.
«Если бы у нас стояли памятники Гортынскому, Дамбовецкому, Тишке Гартному, Янке Купале, то и к мемориальному знаку ставке или Николаю II отношение было бы нормальным. В Братиславе, например, Наполеон взорвал замок и там стоит памятник-напоминание о том событии. Но в Братиславе множество памятников своим. Поэтому у нас проблема: отсутствуют памятники белорусским деятелям», - заключил историк.
Гости города донимают, где памятники белорусским деятелям
В Могилеве немало мест, связанных и со ставкой и с бытом самодержца и его семьи. На одном из зданий пешеходной улицы Ленинской вывешена информационная доска, на которой упоминается царская ставка. На этой же улице есть вывеска про еще одну представительницу рода Романовых - Екатерину II.
Между тем недавнюю инициативу православных верующих переименовать площадь Орджоникидзе в площадь имени Георгия Конисского власть не одобрила, объяснив свое решение тем, что имя священника достаточно присутствует в городской топонимике.
Что касается знаков белорусского присутствия, то в городе их мало.
Могилевский экскурсовод Олег Дьячков сомневается, что установление мемориальной доски о ставке главного полководца российских войск поспособствует укреплению национального сознания могилевчан.
«В центре города нет ни одного памятника национальному деятелю», - говорит собеседник.
«Например, в Витебске поставили памятник Ольгерду, в маленьком Лепеле - Льву Сапеге, а в большом Могилеве с тысячелетней историей не нашлось кому ставить, - замечает он. - Это поражает гостей нашего города, и они спрашивают, где же памятники вашим, и на это нечего ответить. Сами могилевчане к этому факту привыкли, а вот гости донимают вопросами».
Чиновники из-за русскости не видят белоруcскости
Один из активных защитников города от установки в нем бюста Николая II член Белорусской социал-демократической партии «Грaмада» Игорь Борисов считает, что руководство города не воспринимает белорусcкость как свое, поэтому, по его мнению, и появляются регулярно инициативы увековечения Николая II или ставки, которой он руководил.
«Руководство Могилева ищет корни истории города не в белорусcкости, а в русскости. Из-под нее они не видит ничего национального, белорусского. Это проявляется и в названиях улиц, которые сплошь советские, и в бюстах советским военным начальникам. При этом белорусским национальным деятелям памятников нет. Общественность должна собирать деньги на памятник Тишке Гартному. Горисполком не против его установки, но за средства общественности», - объясняет свое понимание ситуации первый заместитель председателя БСДП (Г).
Что будет на мемориальном знаке, могилевчане должны знать заранее
По мнению партийного активиста, установление памятного знака ставке должно пройти общественное обсуждение. Партиец считает, что нахождение ставки на территории Беларуси не связано с белорусской государственностью, а вызвано военной необходимостью того времени.
«На общественном обсуждении должны высказаться, что они хотят видеть на том знаке. Будет ли там русский язык, символика, барельеф Николая II. Это все очень важные вопросы, чтобы на них не обращать внимания», - высказывается Игорь Борисов.
Могилев выбрали местом для ставки главного полководца российских войск Николая II из-за близости города к фронту. Просуществовала она в Могилеве до 1918 года. Сам же Николай II со своей семьей находился в нем с августа 1915 года по 8 марта 1917 года.
Идеологический шум
Площадь Славы, на которой собираются поставить мемориальный знак, насыщена атрибутами недалекого прошлого. На ней мемориал «Борцам за Советскую власть». Здесь же памятник убитым «белополяками». Над всем этим возвышается ратуша.
На замчище, которое неподалеку, церковь Святых царственные мучеников. Центральное место в нем отведено расстрелянной большевиками семье Николая II.
«То, как выглядит площадь, свидетельствует, что творится в головах наших чиновников. Они стремятся показать величие истории Могилева, а выходит совмещение несовместимого - идеологический шум», - заключает Игорь Борисов.
Когда-то площадь перед ратушей, на которой может появиться мемориальный знак российской ставке, называлась, как и в европейском городе, торговой. Здесь было сосредоточена экономическая и административная жизнь города. Теперь же площадь чаще безлюдна, в отличие от таких же площадей в Европе.