Гениальный польский режиссер с огромным уважением относился к белорусам.
В среду, 19 октября, Анджея Вайду похоронят на Сальваторском кладбище в Кракове. Похороны будут иметь частный характер. За свою жизнь Анджей Вайда снял десятки фильмов, среди которых наиболее известны «Канал», «Пепел и алмаз», «Все на продажу», «Пилат и другие», «Человек из мрамора», «Человек из железа», «Без анестезии», «Барышни из Вилько», «Дантон», «Бесы», «Пан Тадеуш», «Катынь», «Валенса: человек из надежды».
Анджей Вайда был не только гениальным режиссером, но и политически активным человеком, который, среди прочего, поддерживал борьбу за свободу и независимость Беларуси, вспоминает главный редактор charter97.org Наталья Радина в интервью «Радыё Рацыя»:
- Прежде всего, это всемирно известный режиссер, и для Беларуси он также является такой личностью. Многие белорусы смотрели фильмы Анджея Вайды, росли на них, просвещались, воспитывались, и для нас он, во-первых, кумир.
Во-вторых, это был человек, который очень внимательно относился к ситуации в Беларуси. Для Анджея Вайды было важно все, что связано с нашей страной. И то, что в стране диктатура, и то, что в тюрьмах политзаключенные, и то, что нет свободы слова, свободных выборов.
В первые годы, как только сайт «Хартия'97» начал работать за границей, в Варшаве мы сразу связались с Анджеем Вайдой, и он сразу пошел к нам на встречу.
- Он приходил к вам в офис?
- И не один раз. Хотя в это время он уже тяжело болел, ему было трудно передвигаться, он уже ходил на костылях, но приезжал он к нам несколько раз. Первый раз он встретился с бывшими политзаключенными, их родными, журналистами сайта «Хартия'97». Мы разговаривали часа два-два с половиной.
Он много рассказывал о своих фильмы: как он снимал, как ему жилось во времена ПНР, как польское подполье боролось с коммунистической властью, много интересовался политзаключенными (а тогда в Беларуси в тюрьмах находились десятки людей), выражал им поддержку, смотрел видео с Площади 19 декабря 2010 года и всегда говорил, что Беларусь будет свободной, что он в это верит.
Потом в 2014 году он вручал премию «Хартии'97». Он также не очень хорошо чувствовал себя, но с удовольствием приехал. Я только позвонила, и он сразу сказал: «Конечно, я буду». И он вручал премию «Хартии'97» - Национальную премию за защиту прав человека имени Виктора Ивашкевича для Белорусского свободного театра.
Он тогда много говорил о том, что художник не должен отделять себя от судьбы своей страны. И это важный момент. Вайда на самом деле был гениальным режиссером, который никогда не отрывался от жизни.
- Как Анджей Вайда говорил о Беларуси? Известно, что последний его фильм был снят о Владиславе Строминском - человеке, который родился в Минске, работал в Вилейке. Ощущались ли сантименты к Беларуси?
- Да, чувствовалось большое уважение к белорусам. Кто знает Польшу, тот знает, что это дорого стоит. Чувствовалось уважение к людям, которые борются за свободу в Беларуси, почитание этих людей, большой интерес к ситуации, к белорусской культуре. Никогда я не слышала от Анджея Вайды, что «половина Беларуси - это Польша». Никогда такого не было.
Он всегда говорил: «Белорусы - это нация, вы должны быть свободны. Беларусь должна быть в Европе, так как в Беларуси европейская судьба». Анджей Вайда понимал угрозы, которые исходят для Беларуси от России, знал, что Лукашенко - это марионетка Кремля, и говорил о том, что наш путь - в Европу, и надо туда идти.
Анджей Вайда был всемирно признанным гением. Режиссер получил «Оскара» и «Пальмовую ветвь» в Каннах, также на премию «Оскар» выдвинут последний фильм Вайды «Повидоки», главный герой которого - художник Владислав Строминский - имеет непосредственное отношение к Беларуси. Анджей Вайда очень интересовался нашей страной. Помимо сотрудничества с «Хартией'97», режиссер также встречался с учениками белорусскоязычного лицея имени Якуба Коласа.