Работники суда смотрят на активистов со смесью страха и уважения.
За четыре дня закрытого суда над основателем и автором сайта 1863x.com Эдуардом Пальчисом милиционеры составили около 40 протоколов на пикетчиков, которые стоят под стенами Минского городского суда. Такого внимания к процессу не ожидал ни сам Эдуард, ни его родители, ни жена. А лидер «Молодого Фронта» Дмитрий Дашкевич говорит, что это самая продолжительная акция поддержки с 2007 года.
Ежедневно к 10 утра к Минскому городскому суду, как на работу, приходит около десятка человек, передает «Радыё Свабода». Они скандируют лозунги в поддержку Пальчиса в течение всего заседания - до 17 часов.
Через пять минут из суда Фрунзенского района, который базируется в одном здании с Минским городским судом, выходят два милиционера и составляют протоколы. Все происходит по одному сценарию уже четвертый день подряд.
«Нас слышит Эдуард, слышит адвокат, слышит судья, слышит прокурор, - говорит сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец, который приходит к суду каждое утро. - Я заходил в суд по повестку и видел глаза сотрудников. В их взглядах смесь страха и уважения. Им интересно, что произойдет дальше».
За четыре дня скандирования у Северинца сел голос. Как раз сегодня лидер предпринимателей Алесь Макаев принес мегафон и пикетчики стали обращаться к сотрудникам суда.
Каля 40 пратаколаў склалі міліцыянты на ўдзельнікаў акцыі салідарнасьці з #Пальчыс за чатыры дні. pic.twitter.com/GJZvBhXqhg
— Радыё Свабода (@svaboda) 19 октября 2016 г.«Вы судите человека, который является патриотом Беларуси, - говорит Северинец судье и прокурору. - То, что вы делаете - это преступление перед белорусским народом».
Такой акции поддержки не ожидал ни сам Эдуард Пальчиса, ни его жена. Виктория Пальчис вспоминает слова Эдуарда о том, что про него все быстро забудут. Мол, после того, как в СМИ попадет информация о нем, Пальчиса пообсуждают два-три дня, а через неделю о нем уже никто не будет вспоминать.
«Потому что так работает информационное поле - даже самые важные новости забываются через несколько дней, - цитирует Виктория Пальчис своего мужа. - О такой поддержку он даже не думал. Я тоже не ожидала, что люди будут собираться возле суда и стоять там все время. Это шок для меня».
Также и отец Александр Пальчис не рассчитывал на такую поддержку его сына. Он думал, что пикет закончится уже через 30-40 минут еще в первый день суда.
«Для нас приятная неожиданность, что так достойно отреагировала сознательная часть белорусского общества, - сказал Александр Пальчис. - Наше родительский спасибо и уважение людям, которые на таком холода стоят у суда. Это очень тяжелая работа».
За четыре дня закрытого суда на пикетчиков составили уже около 40 протоколов. Но ни задержаний, ни провокаций в их адрес не было.
«Потому что у них есть приказ не задерживать, - говорит Северинец. - Раньше такого не было - всех просто забирали. А теперь люди видят, что куча милиции, ОМОНа, а мы стоим с флагами и скандируем. Это уже какое-то равновесие».
Сёньня ў пікетоўцаў зьявіліся мэгафоны. #Пальчыс pic.twitter.com/cyZ4w0F1fT
— Радыё Свабода (@svaboda) 19 октября 2016 г.По словам Дмитрия Дашкевича, такой длительной акции солидарности он не может вспомнить с 2006-2007 годов.
«Меня судили в течение трех-четырех дней в 2006 году. И под судом были сотни людей, - говорит Дашкевич. - Потом было «Дело пятерых» в 2007 году. Тогда тоже пару дней люди стояли».
Участники акции солидарности с Пальчисом планируют продолжать пикетирование до конца судебного процесса.
«Нас режим вынуждает, - говорит Дашкевич. - Так бы мы сидели на суде. Но он закрытый».