Россия – постоянный член Совбеза ООН и в ее силах инициировать подобное расследование.
Об этом пишет в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников.
Который день одной из главных тем для обсуждения и в России, и в Беларуси остается расследование НТВ «Крестный батька».
Журналисты, политики, политологи рассуждают о том, связан ли показ фильма с газовой войной и Таможенным союзом, является ли он средством политического давления Москвы на Минск, можно ли считать его сигналом, что поддержка России для Лукашенко закончилась.
Рассуждают долго и со вкусом. Правда, при этом забывают о главных персонажах этого фильма – о похищенных и убитых в Беларуси политиках и журналистах.
Никто не спросил: а чем, собственно, там закончилось следствие?
А их признали умершими? А суды были? А хотя бы исполнителей нашли? А между тем главное в фильме для нас, белорусов, – именно обращение к теме пропавших.
У нас многие говорят: ничего нового белорусам не показали, мы все это и так знаем.
Не в этом дело. Фильм НТВ стал важным для белорусов событием не потому, что на российском телевидении наконец начали говорить правду о Лукашенко, а потому, что этот фильм может стать началом международного расследования исчезновений оппонентов Лукашенко.
Юрий Захаренко, Виктор Гончар и Анатолий Красовский были похищены в 1999 году. Дмитрий Завадский – в 2000 году. Следствие по каждому делу будто бы ведется, но на самом деле, естественно, ничего не расследуется. В прокуратуре смелых нет, чтобы встать на сторону закона против руководства страны.
В 2004 году ПАСЕ назначила спецдокладчика, который должен был провести нечто вроде независимого расследования.
Доклад подтверждал все то же: причастность высоких должностных лиц к похищениям и убийствам оппозиционеров. Резолюция была принята абсолютным большинством голосов. Даже российская делегация проголосовала «за». Хотя обычно во время всех дебатов о Беларуси российские депутаты защищали Лукашенко, будто собственное дитя.
С тех пор позиция Европы изменилась. Всемогущий realpolitik заставил и Евросоюз, и Совет Европы, и ОБСЕ забыть о пропавших и прекратить требовать проведения расследования похищений. А Россия и вовсе никогда не обращала внимания на исчезновения политиков в Беларуси. Но в 2005 году произошла трагедия, лишь формально не имеющая отношения к Беларуси: убийство бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. На следующий же день Совет безопасности ООН принял резолюцию с требованием предать виновных правосудию, а для независимого расследования под эгидой ООН была создана международная следственная комиссия. В 2009 году дело начал рассматривать международный трибунал в Гааге.
Как ни крути, но это прецедент. Харири – бывший премьер-министр, ушедший в оппозицию.
Юрий Захаренко – бывший министр внутренних дел. Виктор Гончар – вице-спикер парламента. Оба – ушедшие в оппозицию. В фильме также говорится о причастности властей к загадочной смерти вице-спикера парламента Геннадия Карпенко. Этот фильм действительно может стать началом международного расследования похищений и убийств белорусской оппозиции. Потому что, кроме всего прочего, Россия – постоянный член Совета безопасности ООН. И в ее силах инициировать и поддержать подобное расследование.
Плохо быть жертвой диктатуры, но еще хуже быть жертвой realpolitik.
Семьи пропавших десять лет бьются во все двери, а им говорят: «Нет, но у вас все-таки только четверо пропавших без вести…
Вот в Ираке при Саддаме были тысячи – это уже совсем другое дело. А вы, белорусы, числом жертв не вышли». Если вы сейчас с этим мысленно согласились – с невеликим количеством жертв, – лишь на одну минуту представьте себя на месте вдовы, которой говорят, что убийство ее мужа – пустячок на фоне мировой революции. А вот если бы к нему еще пара тысяч или хотя бы сотен таких же уничтоженных по высочайшему указу присоединилась – тогда было бы о чем говорить.
Так что для Беларуси не так важно, что Москва послала Лукашенко «черную метку».
И ждем мы участия России не в смене власти, а в расследовании исчезновений людей. Тем более что наверняка выход фильма связан с появлением какой-то дополнительной информации об этих громких делах, которые в последнее время пытались приглушить.