Если цель Кремля заключается в том, чтобы не позволить Украине сбалансироваться и постоянно обороняться, остановить его будет очень сложно.
Донбасский конфликт – конфликт невысокого уровня интенсивности. Впрочем, радоваться этому не стоит. Конфликты низкого уровня интенсивности, как правило, затягиваются надолго, и Донбасс в этом правиле – не исключение. Вполне возможно, что через год, два или три мы увидим на востоке Украины примерно то же, что и сегодня, пишет президент Совета по международным отношениям (США) Ричард Хаас в колонке на nv.ua.
Если цель Кремля заключается в том, чтобы не позволить Украине сбалансироваться, постоянно держать страну в оборонительной позиции, остановить его будет очень сложно – именно поэтому я не ожидаю стабилизации конфликта на Донбассе в ближайшее время.
Что касается Минских соглашений, то их идея в целом хороша. Проблема заключается в имплементации. Особой заинтересованности в реализации Минска я не вижу, особенно со стороны Российской Федерации. Запад применил против Москвы политику санкций, но сами по себе они не вытолкнут Россию из Крыма, не остановят россиян на востоке Украины и не обеспечат полноценной реализации Минских договоренностей. Это факт, хоть и неприятный.
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, нужно не только сохранять санкции, но и расширить их. Если нефтяные цены не вырастут, совокупный эффект будет более действенным. Российская экономика продолжит падать. Это может заставить Москву сократить военные расходы, в том числе военную помощь своим иностранным союзникам. Но будет ли этого достаточно, чтобы остановить Россию, вопрос открытый.
Вполне вероятно, что ближайшее время курс России не изменится, особенно пока у власти находится Путин. Но я верю, что Украина может добиться успеха и в столь сложных условиях. Борьба с коррупцией, судебная реформа, улучшение сотрудничества между политиками, реальная программа приватизации – такие вещи Москва остановить не может.
Украина может стать более успешной и богатой страной, в которую придут инвестиции, и это никак не связано с Россией – это задача украинской власти. Я не сказал ничего нового. Украинцы и сами знают, что делать. Вопрос заключается в том, готов ли украинский политический класс это сделать. Если нет, винить нужно не Путина.