Белорусский режиссер рассказала, почему блогера Эдуарда Пальчиса поддерживают даже у закрытых дверей суда.
«Я знаю, как тяжело там. За день тебя могут закатать в асфальт, и им ничего за это не будет» – режиссер и общественная активистка Ольга Николайчик объясняет, почему нам всем нужна солидарность.
«Мингорсуд, придет время и Гаага примет вас!»
«Ношу с собой обувь уже неделю, не могу до ремонта дойти. Если задержат, милиции будет интересно меня обыскивать», – шутит Ольга Николайчик. На днях она приглашена на мероприятие, где нужно выглядеть элегантно, а набойки на каблуках износились. На ней ботинки на танкетке: «мои боевые», с юмором говорит активистка.
Ольгу Николайчик почти всегда можно увидеть в судах над активистами, которых преследуют по политическим причинам, на пикетах в поддержку заключенных, на митингах несогласия с сегодняшней государственной системой, передает «Белсат».
К Минскому городскому суду она приходит с понедельника: пока за закрытыми дверями рассматривают дело блогера Эдуарда Пальчиса, она держит плакат с его портретом и скандирует лозунги.
«Мингорсуд, придет время и Гаага примет вас!» – Эта «кричалка» ее авторства. На митингах предпринимателей она организовала «распродажу остатков»: символически передавала Мясниковичу и другим чиновникам одежду в знак того, что ИП лишены возможности работать. На вечере солидарности с Украиной, когда там началась война, она варила украинский борщ. К посольству России приносила «косметичку «Ночных волков».
«Получаю письма из зоны – мне пекут руки от внутренних слез человека»
«Идеи фонтанируют! Мне творчество помогает достигать целей», – говорит Ольга Николайчик.
Ее профессия – режиссер-документалист. Любимая тематика – социальная. Хотя она признается, что есть и художественные замыслы.
«У меня много наблюдений, которые я мечтаю реализовать в литературе и кинематографе. «Антиспрут» – проект против коррупции во власти, проект «Коммунизм под трибунал». Хочу по своему рассказу снять художественный фильм, но это нужно в Украине, так как о войне. О любви идею пока отложила, потому что когда люди в опасности, не до творчества о любви», – рассказывает Ольга.
Зачем творческая и активная женщина посвящает часы и дни сбора подписей, уличным акциям и судам? «Не от того, что мне нечего делать, что хочу быть на виду, интервью давать. Нет. Мне 48 лет будет зимой. У меня есть имя, а даже если бы его не было, меня устраивает моя жизнь, – объясняет Ольга Николайчик. – Я знаю, как тяжело там. Я там была недолго. За день тебя могут закатать в асфальт, и им ничего за это не будет. Помните, как было у Птичкина на Володарке?»
20 лет назад она стала выходить на политические митинги – иногда попадала под административные аресты.
«Я получаю письма из зоны – мне пекут руки от внутренних слез человека. Мужчины же не признаются, что им трудно, тем более цензура. Когда пишут «Свобода, дают одну картошку, раз в неделю – свекла», а человек страшно болен! Жизнь превратили в ад! Как ты будешь помогать?! А мы, на самом деле, можем мало что сделать. Я не могу даже посылку отправить, так как не родственник. Только информацией», – говорит активистка.
Чаще всего за свою деятельность она вместе с соратниками получает штрафы.
«Штрафы с трудом удается оплачивать. Хотя все равно приходят судебные исполнители по взысканиям, которые уже давно оплачены. Я никому не говорю, как я болею после стояния на холоде. Я знаю, что меня все равно никто не защитит кроме Господа и меня самой, – говорит Ольга. – А то, что по этому поводу говорят по БТ, меня мало волнует. Люди из сталинского прошлого меня не интересуют. Они Беларусь тянут в пропасть – я с ними воюю, так как другого выхода нет».
Мать активистки разделяет взгляды дочери, хотя, естественно, сильно переживает. Еще у Ольги есть племянники, которые ей «как родные дети».
Переключаться из потока информации о задержаниях, арестах и судах ей помогает творчество: даже если стихи или рассказ о войне. В юности Ольга Николайчик окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Теперь она любит послушать концерты «из великих римских опер» по интернету. Еще помогают восстановить силы лес и море.
«Это то, что нужно современному городскому сумасшедшему! Серая совковая бандитская действительность высасывает. Посмотрите на лица людей: как рыбы, которых даже не хочется зажарить. Я как-то собирала подписи, одна бабка шла: «Ой! Вы здесь одна. Жаль, что вам никто не помогает! Это все от того, что нет йода в белорусах. Мы все вялые», – смеется режиссер.
Режиссер говорит, что «Джона Сильвера» не видела никогда, только переписывается с ним. О целесообразности поддержки Эдуарда под стенами суда она говорит без тени сомнений или усталости.
Эдуард Пальчис слышит пикеты и через свою защитницу передавал каждому из активистов слова благодарности.
Продолжение рассмотрения его уголовного дела – 24 октября в 10 часов.