Белорусские власти хотят улучшить международный имидж через спорт и «Евровидение», а нужно бы прежде всего через реформы.
Богачи часто ходят в старых джинсах и вообще равнодушны к нарядам, иной же бедняк готов потратить последний рубль на крутой прикид, чтобы все заценили. Так и здесь: Беларусь ухватилась за возможность принять вторые Европейские игры, от проведения которых в прошлом году отказалась Голландия.
21 октября по итогам голосования на 45-м заседании Генеральной ассамблеи Европейских олимпийских комитетов (ЕОК) в Минске белорусские власти получили заветное право. Но не слишком ли дорогим окажется удовольствие? И вообще — теми ли способами режим пытается приобрести некий европейский лоск?
Да, а с Голландией ЕОКовцы пролетели по той причине, что правительство этой страны отказалось выделить на благое дело около 60 млн евро своему Национальному олимпийскому комитету. При этом ВВП Голландии за прошлый год, по данным Всемирного банка, составил более 879 млрд долларов, Беларуси же — только 76 млрд. Но, как писал пролетарский поэт, у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока.
«Мы не супердержава, но спорту уделяем большое внимание. (…) Я в этом смысле националист и патриот. Поэтому вы можете рассчитывать на Беларусь», — не без пафоса заявил Лукашенко 21 октября, встречаясь в Минске с исполняющим обязанности президента ЕОК Янезом Кочиянчичем.
Что ж, в нашем случае функционеры европейского спорта могут быть спокойны как минимум в том плане, что плохих сюрпризов не последует. Правительство не дерзнет сказать белорусскому НОКу «от винта!», поскольку эту организацию у нас возглавляет тот, кто возглавляет государство.
Душевным, как пообещал Лукашенко, приемом Европиады-2019 Минск утрет нос не только расчетливым голландцам, но и косвенно — Москве. В июле нынешнего года Международный олимпийский комитет на волне скандала вокруг допинговых махинаций на Олимпийских играх 2014 года в Сочи заявил, что не будет содействовать проведению в России любых спортивных мероприятий, включая Европейские игры 2019 года. И хотя российские функционеры здесь вели себя как в басне про лису и виноград — мол, не больно-то и хотелось, — такой укол наверняка уязвил гордость наших восточных соседей.
Лукашенко же на фоне затяжного противостояния Москвы с Западом на всех фронтах потихоньку торит свой путь в Европу.
Суррогатные методы
Да, геополитическая конъюнктура помогла выскользнуть из-под европейских санкций. Но что делать режиму в географическом центре Старого Света, если трудно блеснуть достижениями в плане уровня жизни граждан, развития демократии, обеспечения политических свобод? Чиновники пытаются решать вопросы имиджа страны на международной арене по принципу замещения, суррогатными или декоративно-прикладными способами. Ну, и в меру своего представления о прекрасном.
Смешно было наблюдать, как из года в год державные мужи усердствовали над решением задачи прославить Беларусь на весь континент победой на таком довольно специфическом шоу, как «Евровидение». В какой-то момент идефиксом стала борьба за право провести чемпионат мира по хоккею (агитация против которого, к слову, явилась одним из примеров неадекватного целеполагания белорусской оппозиции).
И вот теперь белорусское руководство заполучило новую игрушку из серии «сделай сам» — Европиаду.
«Власти считают, что это выгодно с точки зрения пиара. Лукашенко любит оказываться в центре внимания мировых СМИ», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
При этом, по его мнению, мероприятие, скорее всего, окажется убыточным экономически (и в таком случае будет выглядеть как «пир во время чумы») да и вряд ли даст ощутимый политический эффект.
Намечена Европиада эконом-класса
Впрочем, в кризис большие состязания как раз-таки могут и отвлечь на время народ от тягот и лишений. Другой вопрос, насколько престижной окажется Европиада. Пока о перспективе этих новых для континента соревнований у экспертов нет четкого мнения. А значит, трудно говорить и о привлечении богатых спонсоров, серьезных доходах от рекламы.
В то же время расходы могут оказаться ощутимыми. По подсчетам русской службы Би-би-си, проведшей свое расследование, первые Европейские игры 2015 года обошлись Азербайджану в 5 млрд долларов.
Правда, Минск планирует мероприятие эконом-класса. «…Это будет самая экономичная европейская Олимпиада. Речь идет о нескольких десятках миллионов долларов», — оптимистично заявил в интервью tut.by первый вице-президент НОК Беларуси Максим Рыженков. Впрочем, отвечая на прямой вопрос, сколько Беларусь потратит на проведение состязаний, чиновник признался, что пока калькуляция не проводилась.
В подобных проектах даже при нынешнем состоянии отечественной экономики «ничего страшного нет», если деньги тратятся рационально, а не съедаются коррупционными схемами, как в России, отметила в комментарии для Naviny.by экономический аналитик, главный редактор интернет-ресурса «Белрынок» Ирина Крылович.
Она подчеркивает, что международные соревнования способствуют привлечению туристов. Другое дело, что для этого, по большому счету, нужна комплексная программа, а главное — «политическое решение открыть страну для туристов», добавила Крылович.
Гостиниц понастроили, но они пустуют
Пока же перед глазами пример проведения в Минске чемпионата мира по хоккею 2014 года. К событию успели сдать 14 новых гостиниц из 20 по плану. Некоторые долгострои не завершены и поныне, стоят мрачными памятниками завышенным амбициям. Например, на 23 ноября намечены электронные торги по продаже законсервированного здания пятизвездочного отеля Hyatt Regency. Притчей во языцех стала недостроенная громадина между цирком и парком Горького, обезобразившая центр Минска.
Вдобавок же и построенные отели пустуют. В целом минские гостиницы заполняются примерно на треть. Грандиозные планы привлечения туристов пока в основном остаются на бумаге. И одна из проблем в том, что приезд в Беларусь для иностранца по-прежнему дорог и хлопотен.
Только сейчас наметились небольшие сдвиги. Вот-вот вступит в силу постановление, дающее иностранцам возможность приезжать без виз на срок до пяти дней в зону Августовского канала (включая Гродно). В прошлом году разрешили безвизовый въезд на три дня в Беловежскую пущу. Минспорта прорабатывает возможность пускать без виз на срок до пяти суток туристов, прилетающих через национальный аэропорт «Минск». Причем замминистра Михаил Портной заверил, что инициативу поддерживает, в частности, МИД.
Однако глава МИД Владимир Макей недавно заявил, что не знает, как этот режим будет работать, и с иронией переадресовал любопытных: «У нас Минспорта любит рассуждать о визах, поэтому все вопросы к ним».
Из чего можно заключить, что бюрократическая канитель окажется, вероятно, еще долгой.
Имидж изменят только реформы
Стоит добавить, что Минск давно держит в подвешенном состоянии договоры о малом приграничном движении с Литвой и Польшей, при том что Варшава ратифицировала документ в 2010 году, Вильнюс — в 2011-м. С 2014 года ведутся переговоры об упрощении визового режима с Евросоюзом, но и здесь, похоже, еще долгая песня.
Причем загвоздка, на мой взгляд, не просто в инертности, перестраховке чиновников (в том числе и европейских). Здесь сказывается специфика авторитарного режима, который долго был с Западом на ножах и до сих пор испытывает к нему недоверие (впрочем, это чувство взаимно). Любой недемократичный режим опасается открываться внешнему миру, поскольку боится всяких деструктивных влияний.
Спорт — это хорошо, пусть почаще будут у нас и крупные соревнования, но открывать Беларусь Европе, миру нужно прежде всего экономически и политически. Сколько турниров ни проводи, а имидж диктатуры не зачеркнешь, пока не станут реальностью реформы, интегрирующие нас в европейский контекст по сути.
Александр Класковский, Naviny.by