С экономической точки зрения менять маршруты экспорта нефтепродуктов Беларуси сегодня крайне невыгодно.
Российская газета «Коммерсантъ» 18 октября написала, что правление ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) рассмотрит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ, чтобы перенаправить их с прибалтийских портов в российские.
По данным издания, такая скидка сделает тариф РЖД в этом направлении сопоставимым с тарифами «на литовские порты Вентспилс (уточним, что Ветпспилсский порт принадлежит Латвии, а не Литве. – Прим. ред.) и Клайпеда». Предполагается, что скидка будет действовать до конца 2018 года.
Сейчас РЖД хочет перетянуть грузопотоки на фоне ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы. РЖД по итогам 2016 года ожидает снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2%, до 235,7 млн. тонн. В 2017 году монополия прогнозирует сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,9%, до 228,8 млн. тонн. У РЖД есть инструмент для управления грузопотоками – «тарифный коридор».
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с начала 2013 года разрешила РЖД самостоятельно давать скидку или надбавку к тарифу в рамках тарифного коридора. Изначально нижняя граница его составляла 12,8%, а верхняя — 13,4%. В 2016 году ФАС, которой перешли функции ФСТ, опустила нижнюю границу тарифного коридора до 25%. Теперь компания имеют право увеличивать тариф ФАС на 13,4% или давать скидку до 25% для всех грузов до 3 тыс. км и для дорогих — второго и третьего класса — на более длинных плечах (пока этот механизм еще не применялся). В РЖД считают, что эта мера поможет стимулировать перенаправление экспортной базы в российские порты из портов других сопредельных государств, в том числе из Беларуси.
Балтийская логистика уже выстроена
Основной экспортный товар Беларуси сегодня – это нефтепродукты, в 2015 году на экспорт было поставлено 16,9 млн. т, в том числе Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) экспортировала 13,8 млн. тонн. Таким образом, российские нефтяные компании, которые перерабатывают нефть в Беларуси на давальческих условиях, в 2015 году поставили на экспорт 3,1 млн. тонн.
Сейчас БНК поставляет автомобильное топливо на рынки 20 стран мира. Около 65% всей экспортируемой продукции компания поставляет через порты (темные нефтепродукты поставляются через порты, а светлые реализуются на премиальных рынках близлежащих стран – Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы и т. д.). Нынешняя стратегия БНК нацелена на получение максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов, поэтому компания стремится меньше топлива продавать через порты, а больше — на рынках близлежащих стран, которые являются высокопремиальными.
Справка
Сегодня БНК имеет договоры на перевалку с 12 терминалами в 7 портах.
Порты Балтийского моря:
порт Клайпеда: терминал UAB Kroviniu Terminals; терминал UAB Klaipedos Nafta;
порт Вентспилс: терминал SIA Ventspils Nafta Terminals; терминал Ventall;
порт Рига: терминал T2; терминал SIA Woodison Terminal; терминал B.L.B. Baltijas Terminals;
порт Мууга : терминал OU Vesta Terminal Tallinn;
порт Таллинн: терминал DEKOIL OU.
Порты Черного моря:
порт Николаев: терминал ООО «Миконт»;
порт Одесса: Одесский НПК.
С экономической точки зрения менять маршруты экспорта нефтепродуктов БНК сегодня невыгодно. В прибалтийском направлении сразу несколько портов с развитой инфраструктурой (Клайпеда, Вентспилс, Рига) конкурируют за белорусские грузы. Благодаря высокой межпортовой конкуренции белорусские компании могут выбирать оптимальные маршруты.
Среди экспортных приоритетов БНК – рынок стран Балтии, где компания работает через свое дочернее предприятие TransBaltic OIL (создано в июне 2012 года). Высокая конкуренция на этом рынке стимулирует белорусского поставщика улучшать сервис: сегодня компания готова продавать топливо в Латвии как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, кроме того, предлагает частично оплатить транспортировку до нефтебазы. В Латвии доля TransBaltic OIL пока составляет около 1/5 рынка, но уже через 5 лет компания планирует довести ее за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС до 30%.
Усть-Лугу уже считали
В январе 2006 года в Санкт-Петербурге после встречи В. Путина с А. Лукашенко активизировалась тема перевалки белорусских грузов через российский порт Усть-Луга (Ленинградская область). Руководство морского порта Усть-Луга выразило готовность в 2006 году обеспечить перевалку 2 млн. тонн белорусских грузов. Однако после изучения возможностей этого порта белорусские чиновники были настроены скептически относительно перевалки грузов через этот порт. «При нынешних темпах строительства в Усть-Луге потребуется еще 15-20 лет, чтобы мы заинтересовались этим портом». — так прокомментировал ситуацию в то время профильный чиновник.
Основная причина, по которой в то время белорусская сторона не строила планов по переориентации своих основных экспортных грузов на российские порты, – высокая транспортная составляющая. Даже при готовности российской стороны предоставить скидки к железнодорожным тарифам в 40% эффективность нового логистического коридора для транспортировки белорусских грузов не просматривалась.
Сомнительно, что скидка к железнодорожному тарифу в 25%, которую намерена предоставить РЖД, способна повернуть транзитные потоки белорусских нефтепродуктов на российские порты. Тем более, что теперь БНК просчитывает стоимость транспортировки нефтепродуктов исходя из всей логистической цепочки, включая портовые издержки и т. д., а не только железнодорожные тарифы.
Что же касается российских компаний, которые перерабатывают нефть на белорусских НПЗ, то их доля давальческой переработки снизилась за последнее время до критического импорта. Они фактически снизили переработку нефти на «Нафтане» и Мозырском НПЗ до уровня загрузки своей сети АЗС в Беларуси.
«Транснефть» тоже хотела забрать белорусское топливо
Журналисты уже писали, что в 2015 году российская компания «Транснефть» изучала проект по строительству нового нефтепродуктопровода с конечной точкой в порту Усть-Луга и тоже собиралась его загрузить российскими и белорусскими нефтепродуктами. Вопрос упирался в ресурсную базу. В новую трубу должно было уйти дизтопливо с российских НПЗ, расположенных в европейской части РФ (по оценкам, 5 млн.тонн дизтоплива с этих заводов не могут попасть в действующий нефтепродуктопровод «Север»: Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск).
Но для окупаемости новой трубы требуется около 10 млн. тонн дизтоплива. Дополнительной ресурсной базой в объеме 5 млн. тонн могут стать, как считали в «Транснефти», белорусские нефтепродукты. Чтобы соединить белорусские НПЗ с Усть-Лугой, необходимо лишь построить ответвление от действующего нефтепродуктопровода до 800 км, отмечали в «Транснефти». Однако данная инициатива «Транснефти» своего продолжения пока не получила.
Татьяна Маненок, «Белрынок»