В субботу 22 октября я позвонил из Праги в Министерство иностранных дел Беларуси.
Хотел получить комментарий по поводу инцидента с самолетом «Белавиа» (который вернули в Киев с угрозой поднять истребители). Звонил по номерам, которые были указаны на сайте МИД («горячая линия», приемная министра) и по которым, как полагал, должен был кто-то дежурить в выходной день.
— Добры дзень, гэта Міністэрства замежных спраў Беларусі?
— Да, уже зову главного адмнистратора, — ответил мужской голос с кавказским акцентом.
То, что на вопрос по-белорусски в белорусском государственном учреждении ответили не на государственном белорусском языке, — неприятно, но, к сожалению, неудивительно (хотя в посольстве Беларуси в Праге со мной разговаривали по-белорусски). Немного неожиданным был кавказский акцент — но в Беларуси живут представители разных национальностей, никто не запрещает, например, этническому грузину окончить факультет международных отношений и устроиться в МИД (правда, судя по голосу, товарищ должен был бы получить диплом еще во времена Андрея Андреевича Громыко). Но — какой «главный администратор» может быть в МИД? Внешнеполитическое ведомство — не ресторан и не отель.
— Простите, не понял?
— Сейчас главный администратор подойдёт и поговорит по этому вопросу. Вот, я вижу, он идёт. Подождите минуту. Или две.
И тут я все понял: в очередной раз попал на телефонных мошенников.
Сделал еще звонок в МИД, на этот раз трубку подняла женщина.
— Людмила Ивановна? — называю первое имя, которое пришло в голову.
— Нет, это её соседка, а Людмила Ивановна выбежала на пару минут, подождите, не выключайте телефон!
Первый раз на мошенников при звонке в Беларусь я нарвался в прошлом году, когда звонил родным: ответила незнакомая женщина и попросила подождать, ждал я минут 15 — и безрезультатно. Позже пришел солидный счет.
В те же дни моя коллега звонила из Праги в Минск Шушкевичу — и на просьбу «позвать Станислава Станиславовича» ей ответили — «Сейчас я позову Станислава». Удивленная такой фамильярностью в отношении экс-главы государства из уст молодого, судя по голосу, человека — она тоже ждала четверть часа. Ясно, что напрасно.
Однажды, звоня в литовское посольство в Минске, на мое приветствие «Лаба дена» («Здравствуйте») — я услышал в ответ «Подождите, Лабадена скоро подойдёт!».
Похоже, что уже который месяц международные звонки в Минск переключаются на каких-то операторов, цель которых — как можно дольше удержать вас на линии («Подождите!»), ибо за каждую минуту им (или их хозяевам) пойдут деньги, многократно большие, чем по обычному тарифу. За ваш счет, разумеется. Причем операторы-мошенники абсолютно не понимают белорусского языка.
Когда я рассказал о случаях в фейсбуке, мне написала знакомая белоруска из Австралии — она вообще попала в драматическую ситуацию: звонила в Беларусь тяжело больной матери, которая всегда держит телефон рядом, а тут вдруг ответила неизвестная женщина, ничего не объяснила, только сказала — «ждите!» — и моя знакомая долго ждала, и можно только представить себе, что чувствовала она в те долгие минуты неведения. Значит, мошенниками перехватывают звонки в Беларусь не только из Чехии — но и из других стран.
А в МИД я наконец дозвонился — пообщался с дежурным по министерству Сергеем Юрковым. Заявление белорусского внешнеполитического ведомства было адекватным ситуации, возникшим в небе между Киевом и Минском.
Следуя штампам журналистики, мне бы следовало дальше написать фразу — «Пусть и министерство связи адекватно отреагирует на мошенников между Минском и Прагой (Сиднеем, Римом, Варшавой)».
Но — возможно, действительно отреагирует?
Сергей Наумчик, «Радыё Свабода»