История православного дьякона, который любит футбол, рок-музыку и Беларусь.
Не так давно корреспондент «Газеты Слонiмскай» встретил в городе человека с фотоаппаратом, который по виду был похож на туриста и любителя классической рок-музыки. На нем была надета кепка с белорусским национальным гербом «Пагоня». В ходе разговора выяснилось, что мужчину зовут Марк Баклушин. Живет он в Кастроме, где служит дьяконом в православной церкви.
— Марк, который раз Вы побывали в Слониме?
— Третий уже. И считаю Слоним одним из красивейших городов Беларуси. Вообще Гродненская область богата на красивые места.
Мне очень нравится Беларусь в целом и Слоним в частности. Посещая Слонимщину, конечно же, я не могу не побывать в Жировичах. Сам монастырь и чудотворная икона Божией Матери, несомненно, являются главной святыней Беларуси. Это очень благодатное место, где всегда ощущаю огромную духовную радость. И всем своим знакомым в России в обязательном порядке рекомендую побывать там и приложиться к святыне.
— Расскажите немного о себе.
— Мама у меня по национальности белоруска, родилась в деревне Хотиново Любанского района Минской области. Родился я в России, но в раннем детстве мы уехали жить в Беларусь, потом, правда, пришлось по ряду причин вернуться на родину отца. Но лучшие воспоминания детства все равно связаны с Беларусью. Каждое лето без исключений мы ездили в гости к бабушке в Хотиново, поэтому Беларусь я считаю своей второй родиной. И сейчас в Беларуси проживает многочисленная родня по материнской линии. С детства увлекался футболом, играл в местных командах, в юношеские годы главным увлечением был тяжелый рок. До сих пор люблю и слушаю эту музыку. Но главным смыслом жизни считаю служение Богу.
— На Вашей кепке красуется белорусский национальный герб «Пагоня». Это значит, что, живя в России, Вы интересуетесь белорусской культурой и историей?
— Был период, после ухода из жизни бабушки, когда долгое время, точнее, более 20 лет я не был в Беларуси, но за всеми происходящими здесь процессами, конечно же, следил. В 2005-м мы с мамой поехали навестить ее сестру. Побывали в родной деревне, и настолько меня захлестнула любовь к родине предков, что с тех пор каждый год путешествую по Беларуси, выбираю определенный маршрут, скажем, Могилевскую область, самые интересные там города и места, и еду обычно летом на дней десять, как правило. Поскольку я до сих пор люблю футбол и болею за борисовский БАТЭ и сборную Беларуси, то в последние годы маршрут и время выбираю в связи с предстоящими играми, стараюсь хотя бы на пару матчей сходить. На этот раз с удовольствием побывал на отборочном матче ЧМ Беларусь — Франция, который проходил в сентябре этого года.
Собрал уже приличную библиотеку по истории Беларуси, слежу за всеми событиями в стране по интернету, смотрю телевизионные новости.
— И как Вам атмосфера на матче Беларусь — Франция, матче, где впервые за долгие годы милиция не задерживала за национальную символику, а болельщики кричали «Жыве Беларусь!» и пели белорусские песни?
— Атмосфера была просто захватывающая! Мое место как раз было совсем рядом с фанатским сектором за воротами, так что все видел и слушал вживую и с близкого расстояния. Поддержка у сборной Беларуси была просто сумасшедшая.
— Вы сказали, что еще одним Вашим увлечением является тяжелый рок. Расскажите, пожалуйста, какие группы слушает будущий священнослужитель?
— Я очень консервативный человек и всегда был однолюбом во всех своих пристрастиях. Нравиться может многое, а любишь по-настоящему всегда только одно. Поэтому я всегда был поклонником только группы KISS. На протяжении нескольких десятков лет я слушал и следил за их творчеством. С приходом в церковь, конечно, музыка отошла на задний план, но первая любовь никогда не забывается. Существует у людей, далеких от веры, мнение, что Церковь — это сплошное «нельзя». Поверьте, это неправда, нигде и никогда я не встречал такой свободы, как в Церкви. И, учась в семинарии, могу с уверенностью сказать, что даже там никто не контролирует музыкальные и прочие вкусы у студентов, каждый волен выбирать, что ему смотреть или слушать.
— Теперь немного злободневный вопрос. Не секрет, что некоторые служители РПЦ продвигают шовинистическую идею так называемого «русского мира», которая отрицает самостоятельность белорусского и украинского народов. И тут Вы с гербом «Пагоня» и любовью к белорусской истории и культуре…
— Любой клирик имеет право высказать свое мнение, но это не значит, что это мнение всей Церкви. Не исключаю, что некоторые представители и высказываются подобным образом по этому поводу, но с уверенностью могу сказать, что это отнюдь не позиция РПЦ. Так что не стоит придавать этому слишком большого значения...
— Вы как человек, являющийся по сути и наполовину по происхождению белорусом, не хотели бы служить Богу именно на земле предков?
— Если честно, то очень хотел бы. Поэтому не исключаю возможности того, что рано или поздно, став священником, попрошусь служить в одну из белорусских епархий. Но на все воля Божья.