По уровню налоговой нагрузки Беларусь находится в мировых лидерах.
Программа развития ООН в октябре обнародовала региональный доклад, посвященный уровню неравенства в Восточной Европе, Центральной Азии и Турции. Оказалось, что Беларусь в своем регионе выделяется низкой степенью расслоения общества. Эксперты считают, что поддерживать это достижение государству будет весьма сложно, пишет сайт naviny.by.
Социальное равенство и… высокие налоги
Авторы отчета ПРООН использовали классический критерий оценки неравенства в обществе — коэффициент Джини — отражающий степень дифференциации денежных доходов населения. Данный коэффициент во многих случаях измеряется от нуля до единицы (или от 0% до 100%) — чем больше значение этого показателя, тем выше считается степень неравенства.
Оценки, приведенные в октябрьском отчете ПРООН, свидетельствуют, что в Беларуси один из самых низких уровней расслоения общества в регионе. Если в Армении коэффициент Джини составляет 37%, в Грузии — 41%, в Кыргызстане — 43%, то в Беларуси — 28%.
Уровень неравенства в странах
Восточной Европы, Центральной Азии и Турции
(коэффициент Джини, в %)*
*коэффициент Джини рассчитан на основании официальных статданных за 2006-2014 гг.
А вот по экономическим показателям, как свидетельствуют данные отчета ПРООН, Беларусь выделяется в мире не лучшим образом — по уровню налоговой нагрузки наша страна находится в лидерах.
Так, налоги предприятий на рабочую силу относительно прибыли в Беларуси составляют 39%, выше уровень налоговой нагрузки в Восточной Европе и Центральной Азии только в Украине — 43% (средний показатель по миру — 16%).
Налоги предприятий на рабочую силу
(в процентах по отношению к прибыли)*
*данные приведены за 2015 год
Очевидно, что высокая степень равенства в белорусском обществе обеспечивается в том числе посредством фискального механизма, который позволяет государству перераспределять финансовые ресурсы.
Вместе с тем, несмотря на невысокий уровень расслоения белорусского общества по доходам, ситуация в этой вопросе меняется.
Почему как раньше уже не будет
Оценки степени неравенства, проведенные в рамках упомянутого исследования ПРООН, совпадают с выводами белорусских экспертов, которые профессионально занимались этой темой.
По данным Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), в 2006-2015 гг., если анализировать в целом по Беларуси, коэффициент Джини не изменился. Вместе с тем, белорусские эксперты констатируют, что, несмотря на это, в регионах ситуация меняется.
Так, в Минске и Витебской области коэффициент Джини, отражающий степень неравенства, существенно вырос.
«Минск и Витебская область — два совершенно разных региона. В столице уровень доходов по сравнению с другими регионами страны существенно выше. В то же время районы, которые находятся на территории Витебской области, в ряде случаев относятся к депрессивным. Соответственно, уровень доходов жителей этих районов по сравнению с другими регионами страны снизился», — отметил в комментарии научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.
Таким образом, рост неравенства на региональном уровне в последнее десятилетие был обусловлен совершенно разными причинами. Столица, в которой деловая активность находится на высоком уровне, живет лучше, а регионы с постоянно высокой долей убыточных предприятий постепенно деградируют.
«Уровень оплаты труда в регионах прямо коррелирует с инвестиционной активностью предприятий, динамикой промышленного, сельскохозяйственного производства и торговли. От того, как будет складываться ситуация по этим направлениям, зависит уровень развития наших регионов», — считает Олег Мазоль.
По мнению экспертов, тренд увеличения показателей неравенства, уже характерный для регионов, продолжится.
«Высокий уровень социального равенства в последние десятилетия удалось сохранить за счет проводимой экономической и социальной политики, которая базировалась на обеспечении максимально возможной занятости и «уравниловке» многих в размере выплачиваемой зарплаты», — считает ведущий исследователь BEROC Екатерина Борнукова.
Однако сегодня, отмечает эксперт, экономическая ситуация в стране меняется, и это будет иметь социальные последствия.
«Ресурсные возможности государства для поддержки неэффективных предприятий, для сохранения непродуктивных рабочих мест ограничены. С другой стороны, в частном секторе, там, где предприятия эффективны, зарплаты работников будут расти. Поэтому степень неравенства населения, вероятнее всего, будет увеличиваться», — полагает Екатерина Борнукова.
При этом эксперт подчеркивает, что социального неравенства, если рост этого явления не сопровождается увеличением бедности, бояться не стоит.
«Если неравенство растет, но при этом для всех сохраняется доступ к образованию, здравоохранению, создаются условия для профессиональной самореализации людей, то ничего плохого в таком развитии событий нет, и опыт развитых стран это доказывает», — резюмировала Екатерина Борнукова.