Самолет «Боинг 737?800» авиакомпании «Белавиа», выполнявший рейс В2?840 по маршруту «Жуляны» (Киев) — Минск, 21 октября вернули в аэропорт вылета по требованию Службы безопасности Украины.
Об этом сообщили в подразделении «Украэроцентр» Госпредприятия по обслуживанию воздушного движения Украины «Украэрорух».
В СБУ эту информацию подтверждают, однако заявляют: никто не угрожал поднимать в воздух истребители. В интервью изданию «Апостроф» пресс-секретарь украинской спецслужбы Елена Гитлянская уточнила, что при переговорах диспетчера с командиром экипажа представители СБУ не присутствовали, но считают угрозу диспетчера истребителями «маловероятной». «Мы попросили вернуть самолет, потому что имели обоснованные подозрения», — подчеркнула она.
Вместе с тем представитель СБУ отметила, что пока не будет разглашаться, что именно сотрудники спецслужбы нашли у пассажира Армена Мартиросяна, из-за которого вернули самолет «Белавиа» в Киев. Она также отказалась сообщить, что инкриминируют Мартиросяну, «в интересах национальной безопасности».
По ее словам, практика возвращения самолетов, если есть информация о какой-либо угрозе — либо террористического характера, либо касающаяся национальной безопасности, — «это нормальный, цивилизованный путь решения проблемы, если абстрагироваться от данного случая».
Вместе с тем командир экипажа Боинга 737?800 Виктор Шишло продолжает настаивать на том, что украинский авиадиспетчер пригрозил поднять в воздух истребители, что белорусский борт не вернется в «Жуляны». Об этом он заявил в эфире телеканала «Беларусь 1».
В подтверждение этой информации «Белавиа» намерена расшифровать записи бортового самописца с «Боинга», рассказал TUT.BY заместитель генерального директора компании Игорь Чергинец. «Конечно, мы будем расшифровывать свою запись и запрашивать запись у украинской стороны», – сказал он.
Однако прямо сейчас, по его словам, прямо сейчас предоставить запись разговора нереально, поскольку нужно специальное оборудование. «Сейчас СБУ в чем-то сомневается... Но с нашим пилотом вел переговоры именно диспетчер, а не СБУ», – отметил Игорь Чергинец.
При этом он заявил, что самолет должен был подчиняться указаниям диспетчера. «Не было оснований подвергать риску пассажиров самолета и экипаж и размышлять: проскочить не проскочить, были там истребители или вообще у них нет истребителей. 140 человек сидит позади — о чем может идти речь? Это можно сидеть около компьютера и моделировать, сколько минут нужно, чтобы долететь до границы… Допустим, даже если бы наш самолет ушел через границу — тут уже стоял бы вопрос, что мы нарушили требование диспетчера, и говорить можно было бы даже о запрете полетов «Белавиа» в Украину… Но мы ничего не нарушили, мы последовали указаниям диспетчера», – сказал представитель компании.
По его словам, угроза истребителями гражданскому самолету в данных обстоятельствах «не совсем законная вещь», поскольку в данном случае оснований для перехвата, которые прописаны в Чикагской конвенции, не было.
Напомним, что за 50 километров до входа в воздушное пространство Республики Беларусь командиру воздушного судна поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра «Киев», входящего в государственное предприятие обслуживания воздушного движения «Украерорух», о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Также было заявлено, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители, сообщили в пресс-службе «Белавиа».
Белорусский МИД вручил ноту протеста временному поверенному в делах Украины Валерию Джигуну в связи со скандалом, случившимся накануне. От украинской стороны ждут официальных извинений и компенсации затрат.
Также намерен подавать иск для обжалования «противоправных действий со стороны украинских властей» и снятый с рейса российский журналист и активист «Антимайдана» Армен Мартиросян, из-за которого и разворачивали белорусский самолет. «Пройдусь по вертикали украинских и европейских судов», – заявляет он.