Лукашенко стремится получить экономические выгоды от улучшения отношений с Польшей, и в то же время сделать все, чтобы ничего не менять в стране.
Руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий рассказал «Радыё Рацыя», затмят ли польские экономические интересы проблемы белорусской демократии.
- На белорусско-польском форуме «Добрососедство» как белорусской стороной, так и польской в лице Матеуша Маровецкого было заявлено, что белорусско-польское сотрудничество будет углубляться. Насколько это отразится на сфере защиты прав человека в Беларуси?
- Последние месяцы контакты между официальным Минском и официальной Варшавой резко укрепились. В Беларуси было уже видимо пятеро польских министров. И приезд вице-премьера, отвечающего за экономику и финансы, ключевые вопросы по развитию экономики Польши, фактически самый значительный из последних, после посещения Беларуси министром иностранных дел Витольдом Ващиковским. Недаром его принимал Лукашенко, так как белорусская сторона рассматривает в контактах с Польшей в первую очередь экономические выгоды.
Я думаю, что это сотрудничество имеет более тактический характер. Тем не менее, эти контакты показательны. И, к сожалению, они не подкреплены какими-то серьезными изменениями в самой Беларуси, что касается и общественных, и политических прав, и самой структуры экономики. Ведь у нас параллельно состоялась встреча с заместителем министра иностранных дел Польши Мареком Зюлковским, где все, кто встречался с ним, а это были представители общественных организаций и политических партий, говорили в один голос, что белорусские власти стремятся получить какие-то экономические льготы и выгоды от улучшения отношений с Польшей, и в то же время сделать все, чтобы ничего не менять в своей стране.
- То есть, Беларусь выбирает полностью китайскую модель развития?
- Очень вероятно. Единственное, что мешает Беларуси, что мы маленькая страна. И Лукашенко не один раз говорил, что «Беларусь маловата. А были бы мы побольше …»
Но не надо забывать, что Беларусь подписала международные соглашения в области прав и свобод. И то, чего добиваемся мы, правозащитники, чтобы наша страна их выполняла. Ничего большего мы не хотим. Мы хотим, чтобы выполнялась белорусская Конституция и чтобы соблюдались международные соглашения, которые подписывали власти Беларуси. Властям это не нравится. Они подчеркивают, что мы имеем «своеобразный путь развития». Этот путь развития не новый. Он напоминает китайскую и азербайджанскую модель, когда в стране существует сильная авторитарная власть, которая выжимает из своего народа все соки и в то же время пытается ловко лавировать, контактируя с богатыми странами, развитой демократией, со странами ЕС, акцентируя эти контакты на экономических отношениях.
- Нет ли у белорусских правозащитников опасения, что на фоне экономического потепления будут закрывать глаза на нарушение прав человека?
- Я думаю, что белорусские власти неоднократно говорили польским чиновникам о том, что для улучшения отношений нужно, например, закрыть белорусское «Радыё Рацыя», телеканал «Белсат», нужно прекратить поддержку других независимых СМИ.
Я думаю, что эти сигналы из белорусского МИД идут к польским властям. В то же время мы говорим, что этого ни в коем случае нельзя делать, потому что в Беларуси не происходит структурных изменений. В любой момент мы можем вернуться к значительному усилению волны репрессий, до десятков, а может и сотен политических заключенных. Никто не знает, как будет развиваться ситуация в Беларуси в ближайшее время.
Алесь Беляцкий отметил, что в Беларуси на сегодняшний момент есть три политических заключенных. К тому же, по информации Правозащитного центра «Вясна», количество политически мотивированных административных судебных процессов в 2016 году по сравнению с прошлым годом увеличилось в три раза.