Легендарный архитектор-реставратор Владимир Попруга рассказал, как ему работается главным архитектором белорусского проекта в Венесуэле.
Интервью с архитектором публикует газета “Звязда”.
- Как вы попали в Венесуэлу?
- Мне было интересно заняться этим, я хотел увидеть Южную Америку. Поэтому я и пошел на государственную службу: реализации межгосударственного соглашения между Правительством и Министерством архитектуры Беларуси и венесуэльским Министерством жилья и окружающей среды. У нас есть контракт на строительство 5000 квартир - это первая очередь. Проект идет в городе Маракай.
- Как там правильно называется ваша должность?
- Я начальник мастерской по проектированию и главный архитектор этого венесуэльского проекта.
- Так это будет новый район в городе?
- Это будет фактически целый город. Наша площадка - 30 тысяч гектаров - рассчитана на 10 365 человек. Я запроектавал район в полном соответствии с венесуэльской нормативно-правовой базой: нормы по торговых, образовательных объектах, зонах отдыха ...
- А руки, материалы - там все наше?
- В соответствии с контрактом, мы можем привлечь туда не более 10 процентов нашего персонала. Сейчас у нас человек 50-60 белорусского контингента - отчасти прораб и проектная группа. Остальные венесуэльцы.
- А на каком языке вы с ними говорите?
- Рабочий язык у нас испанский, документация венесуэльским министерством утверждается по-испански.
- Вам пришлось для этого выучить язык?
- В принципе, да. Однако, понимаете, проектная документация - это как химическая формула, интернациональная вещь.
- Маракай - это же не столица Венесуэлы, почему проект реализуется именно там?
- Я думаю потому, что Чавес лично заинтересован этим проектом - его политическая карьера началась с Маракая. Он был командиром десантной базы, которая находится неподалеку от нашего объекта. Он хорошо знает это место - думаю, он его лично и предложил. Маракай расположен очень хорошо, удачно связан со столицей Каракасом. Оттуда до Карибского моря по прямой через горы 15 километров, по спидометре - 45.
- Большинство белорусов никогда не были в Венесуэле, не каждый наверняка даже скажет, где она находится. Что это за страна, которая внезапно стала нам настолько близким, что мы даже реализовывали там такой крупный строительный проект? Вы там уже два года, расскажите.
- Это объясняется легко: у нас с Венесуэлой нет никаких культурологических и исторических проблем. В этом смысле дружить на расстоянии, через границы гораздо проще, чем быть соседями. Венесуэла - очень позитивная страна с прекрасным климатом. Самая главная проблема там - колониальный опыт. Венесуэла имеет очень трудный опыт, но она динамическая. Сегодняшнее население Венесуэлы - это как раз те оккупанты, которые пришли сюда 500 лет назад. Но, как ни странно, эти люди, разрушившие эту культуру, не создали, считаю, за 500 лет ничего своего: нет ни театра, ни литературы, ни архитектуры, ни кино ... У нас каждая лужайка имеет свои названия и имена. А у них - «дорога», «лес», «река».
- Правда ли, что там довольно опасная криминогенная ситуация?
- На 30-40% территории Каракаса никогда в жизни не входила полиция. Люди живут в трущобах чуть ли не племенное устройством на этих горах, там свое самоуправление, свои разборки ...
- Был случай, когда там убили белорусского переводчика ...
- Среди белого дня! Человек ехал на работу, стоял на остановке, кругом было много людей. Ему приставили пистолет к голове, он не захотел отдать ноутбук - его застрелили и убежали. И их, похоже, никто даже не ищет.
- Вам там не страшно жить?
- Я стараюсь никуда не выходить кроме дома и работы. Но там правда жизнь такова, что можно пойти в магазин за молочком - и не вернуться. Все эти ребята катаются даже не с ножами, с пистолетами! .. Я живу в 15-этажном доме, на 10-м этаже. Абсолютно на всех окнах дома стоят решетки. Дом окружен трехметровым бетонным забором, над ним - свитки колючей проволоки, к которому подведены ток. Чтобы войти на территорию - электронная таблетка. Чтобы войти в подъезд - электронная таблетка, на входе в лифт - тоже, на этаж - тоже самое. Круглосуточно дежурит вооруженная автоматами охрана. Вся Венесуэла так живет. Если в Беларуси можно назначить девушке свидание, прогуляться под Луной по улицам города, послушать птиц, то в Венесуэле такое исключено.