«Детям нужна сказка, мы выбрали динозавров».
Об этом tut.by рассказал Александр Лукашевич, замдиректора столичной компании, которая полностью обустроила семейно-развлекательный центр «Динозаврия». Недавно на конкурсе в Сочи «Динозаврию» признали лучшим крытым развлекательным центром в СНГ. Но это не единственный бизнес компании.
«Мы понимали: работать нужно по-другому — так и открыли свой развлекательный центр»
Замдиректора по техническим и общим вопросам Александр Лукашевич вспоминает, что одним из первых тематических центров развлечений в Минске была «Планета динозавров» на вокзале. Открывался детский развлекательный центр в 2005 году, а всех динозавров вместе с другими «игрушками» для центра создавала именно их компания.
— А через год мы полностью оборудовали семейно-развлекательный центр «Динопарк» на Сурганова — с камнями, инсталляционными игрушками. Да и многие другие детские развлекательные центры — в том числе областные — наша работа.
Когда динозавров перевозили в развлекательный центр, не обошлось без курьезов и… пробок на дороге. Все животные ехали по городу в прицепах легковых автомобилей и были хорошо видны другим водителям.
Динозавров в Минске производят больше 15 лет, уверяет Лукашевич. По крайней мере, в их компании.
— Взгляды заказчика очень часто не совпадали с нашими, — поясняет замдиректора. — В большом помещении в три этажа ставили кучу игрушек и ничего больше. Люди просто не видели смысла тратить деньги на декорации. Мы же понимали, что работать нужно по-другому. Но заказчик всегда прав.
Эта фраза — «заказчик всегда прав» — многие годы подстегивала руководство на открытие собственного развлекательного центра. И не так давно он открылся — в декабре 2015 года на столичном проспекте Притыцкого начала работу «Динозаврия».
— И детей оттуда не вытащить! Мы видим это по своим детям и внукам. У нас и крестины празднуют, и дни рождения, в том числе подростков, и 50-летние юбилеи.
«Хорошим заказчиком были Сирия и Ливия, сейчас больше заказов из США и Китая»
Несмотря на открытие своего центра развлечений, основная работа на производстве идет над сторонними заказами. Чаще всего заказчики приходят с готовым архитектурным решением или дизайн-проектом: именно по этим «бумагам» становится понятно, что должно получиться в итоге.
— Но бывает, приходят с рисунком на обычном листке бумаги формата А4. Тогда предлагать варианты начинаем мы.
Два производственных цеха — оба площадью 350 квадратных метров — ЗАО «Восточно-Европейская компания» арендует у завода «Горизонт» на проспекте Машерова. Здесь делают декорации (статичные механизмы) и аниматронику (модели, запрограммированные на определенные действия) для развлекательных центров, парков и аквапарков.
Производство включает несколько цехов — покрасочный, сборочный, цех аниматроники. В последнем, кстати, можно наблюдать, как мастер собирает фигуры по частям, работает с электронными механизмами и финальной частью — «кожей» животного. Со слов специалистов, работа с кожей — это тяжелый и кропотливый ручной труд.
— Потом динозавра тестируют. Точнее, тестируют механику, которая зашивается внутрь. Выявляются технические ошибки, проверяется, насколько продукт соответствует требованиям: правильно ли двигается, нужные ли издает звуки.
Сейчас в цеху тестируют водопад. Александр говорит, что в работе с такой конструкцией в первую очередь важно определиться с концепцией и размерами изделия. Только после этого скульпторы смогли слепить изделия, а электронщики — установить «напичку»: подсветку и другие механизмы, которые «гоняют» воду. После водопад покрасят (к примеру, «под камень») и покроют лаком. Останется его установить и адаптировать к месту — такие механизмы, как правило, работают в комплексе.
— Обычно это не один водопад, камень или динозавр. Это законченная сказка, целый комплекс на тысяче квадратных метров — затерянный подводный мир или ледяная пещера, — рассказывают на производстве.
В аниматронных фигурах всегда есть инжиниринг, конструктив — это самое важное. Если говорить о статичных фигурах, важнее становится материал, из которого их делают.
— Для открытой местности мы используем полимербетон или толстый стеклопластик. Ведь нужно, чтобы фигуры не боялись воды, снега. Те, что предназначены для помещений, чаще всего делаем из пенопласта.
Количество заказов сейчас, говорят в компании, несравнимо с тем, что было до кризиса. И если раньше основным заказчиком была Россия, то сегодня страна-соседка молчит. Так же как молчит и Украина.
— Хорошими заказчиками были Сирия, Ливия — но и эти страны по понятным причинам сейчас не дают заказов. Много делаем для Америки, а для Европы наоборот — меньше. Немало заказов приходит из Китая.
— Неужели китайцам не проще производить такие вещи самим?
— Они хорошо и дешево делают то, что рассчитано на массовый выпуск. Мы же говорим об индивидуальных заказах, за которые вообще никто браться не хочет. Это месяц-два работы, трудоемкий процесс.
Но заказывают в компании не только изделия в одном экземпляре. Так, казино из Лас-Вегаса в прошлом году заказало у белорусов 80 обезьян. У животных гнулись руки и пальцы, и в целом, по словам производителей, приматы получились реалистичными.
— Уже в Лас-Вегасе случился забавный случай. Пока обезьян развешивали по 17-метровому дереву, одну украли. Но воры не учли — это Лас-Вегас, и камеры видеонаблюдения есть повсюду. Нашли пропажу моментально — обезьяна сидела за одним столом с компанией итальянцев и держала в руке стакан со спиртным. Те стали извиняться, мол: «Простите, бес попутал! Такая красавица, мы только сфотографироваться».
Одну обезьяну из той партии сделали с голой грудью. Вариант предложили дизайнеры — для большей реалистичности. Но заказчик посчитал, что так обезьяна «выглядит слишком сексуально» — «могут не понять».
— В итоге прикрыли грудь мехом. С той партией вообще было много веселых историй. Одна обезьяна была с улыбкой, как у американского президента. В итоге сочли за «политический момент» и, чтобы скрыть это, приложили ко рту руку.
«Сейчас и шестиметрового петуха сделать — не проблема»
В 2013 году на производстве появился 3D-станок за 26 тысяч долларов — и в компании стали больше работать с пенополистиролом. Приобретение, говорят в цеху, давно окупило себя. Конечно, можно было купить станок 5D, который вырезает фигуры целиком. Но стоит он гораздо дороже, и, чтобы он окупился, загрузка на производстве должна быть непрерывной.
— А как мы делали Змея Горыныча в 2013 году, когда станка еще не было! Это ведь тихий ужас. Вырезали электропилами, дошлифовывали резаками. А сейчас и шестиметрового петуха сделать — не проблема.
Шестиметрового петуха, который отправится в Калифорнию, сначала нарисовали в «математике». Программа разрезала фигуру на определенное количество частей виртуально, а 3D-станок — уже реально. После части из пенополистирола склеивают между собой вручную.
— Склейка — это только начало процесса. Потом фигуру зашпаклюют, покроют краской и закрепят на ней 38 тысяч кристаллов — петух весь будет усыпан стразами.
Не обходится и без проблем. Например, отправить петуха в Голливуд целиком невозможно. Шесть или семь частей, а также перья, которые перевезут в контейнерах морем, придется соединять уже на месте. Ситуация со сборкой всегда разная — ею могут заниматься как местные специалисты, так и наши, белорусские.
— Иногда мы контролируем сборку в режиме онлайн, иногда посылаем наших шеф-монтажистов в командировку. В каждом случае такие вопросы оговариваются отдельно.
«В США делают «игрушки» круче наших, но это безумно дорого»
В компании, которая производит «игрушки» для развлекательных центров, сейчас работает около ста человек. Александр Лукашевич отмечает, что в Беларуси есть и небольшие компании, ЧУПы, которые создают куклы для индустрии развлечений. Иногда они делают что-то даже дешевле — но нередко такие компании на рынке работают недолго, а аниматронные фигуры требуют длительного обслуживания по гарантии.
— Есть роботы гораздо круче наших, их делают в Америке и Европе. Но это не просто дорого, а безумно дорого. Китайские динозавры стоят дешевле, но они непрограммируемы. В них заложено одно-два движение, которые нельзя изменить. Своих мы можем перепрошить — и они будут выполнять совсем другие движения.
Производят в компании игрушки не только на экспорт, но и для внутреннего рынка. Так, для закрывшегося клуба Blackhall Bar здесь делали две фигуры голых мужчин. Материал — пенопласт — окрасили в черный цвет. На изготовление тел размером с полтора человеческого роста ушло три недели: долго не только высыхала краска, но и шли согласования.
Александр Лукашевич считает, что все популярные американские и европейские развлекательные центры на первое место в своей работе ставят сказку и тематизацию. Остальное, в том числе и «игрушки», вторично. Так, по его словам, даже в Диснейленде или парке развлечений «Юниверсал» главное — декорации.
— Чтобы зарабатывать деньги, нужно соблюдать тематику и внутреннюю идеологию. Детям однозначно нужна сказка, и лучше мультимедийно раскрученная. Почему у нас появилась «Динозаврия», а не что-то другое? Динозавры есть во многих мультфильмах и фильмах, вплоть до Спилберга.
Несмотря на популярность, развлекательный центр пока себя не окупил. Как говорит руководство, вложенные инвестиции окупятся не раньше, чем через год-полтора.