Одна забавная история, которую навеяла поездка Дорофеевой в тюрьму.
Первая реакция, которая возникла после прочтения репортажа о визите певицы и главы Белтелерадиокомпании в места не столь отдаленные, — сразу же найти и опубликовать для сравнения показания реальных потребителей той «деловой среды» или хотя бы пройтись язвительным слогом по восхищенным трелям новоиспеченных депутатов. Но, во-первых, это уже замечательно сделали мои коллеги:
А во-вторых, не многовато ли чести, чтобы несколько дней обсуждать передвижение упомянутых особ по тюремным столовым? Поэтому лучше я о себе. Тем более что эта история напомнила мне один забавный эпизод из моей журналистской практики «профессиональной юности».
Лет 15 назад мне пришла в голову мысль написать репортаж о будничной жизни минских контролеров. Я связалась с транспортным руководством и была закреплена «в помощь» к одной из бригад. И я вам скажу, эти впечатления до сих пор свежи в моей памяти.
Более обходительных, добрых, сострадательных и чутких людей, как те контролеры, мне позже не доводилось встречать даже в благотворительных организациях. «Здравствуйте, дорогие граждане! Мы рады приветствовать вас!», «Дедушка, вам удобно сидеть? Может, пересядьте туда — там места больше!» «Молодой человек, ну что же вы проезд не оплатили? Давайте мы вам талончик продадим? Нет денег? Ну да, мы понимаем, стипендия маленькая. В следующий раз как-нибудь уж постарайтесь».
Два часа — и только «простите», «спасибо», «приятной поездки». Хотя чем, дольше мы работали, тем больше на лицах моих «коллег» читалось некоторая раздраженность по поводу моего присутствия. И, естественно, ни одного штрафа. Если бы я в своей жизни до этого ни разу в транспорте не встречала настоящих контролеров — с их порывистым «захватом», взятием жертвы в «охотничье» кольцо и выведением «зайцев-отказников» за шкирку — однозначно написала бы в Ватикан с просьбой причислить моих попутчиц к лику святых или хотя бы наградить какой-нибудь премией типа «Твори добро». Чтобы не обидеть нынешних контролеров, напомню, дело было 15 лет назад.
Однако, как вы понимаете, я тоже тогда оказалась в довольно затруднительном положении. Жанр репортажа вынуждал передать в тексте все происходящее, после описания которого любого адекватно человека стошнило бы радугой. Как помню, тогда я выкрутилась тем, что просто свела материал к описанию каких-то забавных историй, увиденных или рассказанных во время поездки. Однако для себя вынесла один очень важный вывод, которым и хотела бы поделиться с восхищенными визитерами могилевской тюрьмы.
Я далека от мысли, что певица Ирина Дорофеева решила обмануть нас, когда рассказывала о вкуснейшем «как в ресторане» питании. Как не сомневаюсь и в том, что камеры, продемонстрированные новоиспеченным депутатам, оставляют «впечатление крайне деловой среды». Да, эти люди описали то, что увидели своими глазами.
Но помимо глаз человеку дается еще и ум, способность рассуждать и отличать показуху от действительности. А также чувство собственного достоинства, которое не должно позволять использовать себя в чьих-то пропагандистских целях и уж тем более самому становиться частью этой пропаганды.
Анастасия Зеленкова, «Солидарность»