Учитель музыки отказалась выписывать официоз и покупать государственные лотереи по разнарядке.
Учитель музыки Ольга Новгородская два года назад пришла работать в Слонимскую детскую школу искусств, где учит детей игре на скрипке.
Ольгу и ее мужа Дмитрия знают многие слонимчане. Супругов объединяет общее дело — музыка. Несколько месяцев назад мы рассказывали о творческой семье и увлечениях молодых супругов. А на днях в редакцию Ольга прислала письмо, в котором написала, как ей нелегко стало работать в музыкальной школе после того, как она отказалась покупать лотерейные билеты.
Вот что она написала в редакцию «Слонимской газеты»: «История, которую я хочу рассказать, длится очень давно, около двух лет. И казалось бы, что необычного может быть в жизни преподавателя скрипки детской школы искусств? Учи детей и радуйся, что можешь передать свои знания другим людям! Однако не все так просто! О том, что мне пришлось перенести за эти годы, сколько было потрачено сил и здоровья из-за постоянного давления со стороны администрации школы, я хочу рассказать. Я долго думала, стоит ли писать этот текст? Не будет ли это выглядеть как вынос сора из избы? Но когда руководство школы совершает подчас очень неприятные поступки и не стесняется педагогического коллектива, почему бы об этом не узнать и другим людям? Но обо всем по порядку.
Пришла я работать в Слонимскую ДШИ два года назад. У меня был небольшой класс из шести человек. Все замечательные детки, все родители заинтересованы. Вместе с ними мы делали общее дело, и ученики с удовольствием посещали занятия.
Самым важным для меня было, чтобы после окончания школы ученик с радостью вспоминал время учебы, с удовольствием слушал классическую и современную инструментальную музыку, музицировал. Но несмотря на то, что мы не стремились работать на результат, это не помешало моему ученику подготовиться и поучаствовать в открытом фестивале-конкурсе «Вясёлы Жужа» в Гольшанах, где он был награжден дипломом лауреата первой степени. После возвращения в Слоним с победой нас поздравляли коллеги-преподаватели. Однако ни директор, ни завуч не обмолвились ни словом. Я не жду лавров и венцов, а просто привожу ситуацию.
Я концертирующий скрипач. Дело в том, что музыкант может заниматься педагогической и концертной деятельностью. С удовольствием участвую во всех концертах и мероприятиях. Наши номера всегда были украшением выступлений ДШИ, как ансамблевые, так и сольные.
Два года назад в Слониме я нашла таких же единомышленниц, и мы создали струнный квартет под названием «Верония». Хочу сказать, что мы не прикреплены ни к одному учебному заведению. Мы просто занимаемся сами в свободное от работы время. У всех семьи. Однако все мы находим время и желание для совм ного музицирования. Наш квартет часто украшает различные городские мероприятия. Хочу отметить — безвозмездно. В 2015 году на международном конкурсе полонезов ансамбль «Верония» занял первое место. Когда я обратилась к директору школы с просьбой предоставить помещение для репетиций в школе, мне был дан ответ: «У нас есть другие коллективы, ваш квартет нам не нужен!»
Что ж, нам приходится собираться на квартире у одной из коллег. Хорошо, что соседи любят классическую музыку.
Каждый год весной мы делали концерт камерной музыки. В 2015 году концерт был посвящен творчеству немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, в 2016-м — 260-летию со дня рождения венского классика Вольфганга Амадея Моцарта. Он проходил в одном из костелов Слонима. Мне всегда хотелось сделать концерт в подобном здании. Там прекрасная акустика и атмосфера, располагающие к восприятию музыки той эпохи. В концерте участвовал ансамбль из моих учеников. Все выступления мы делали своими силами. Вход был свободный. Ни один из концертов руководство школы не посетило. А уже потом в разговоре директор сказала: «Я узнаю о ваших концертах из объявлений на заборах». Хотя мы всегда делали большие цветные афиши и развешивали их по всем школам.
С чего все началось?
По приходе на работу в учреждение культуры всех преподавателей в добровольно-принудительном порядке (обязывают выписывать различные газеты /ru/news/2012/10/30/60693/) и покупать лотерейные билеты. Представьте: приходите вы в магазин, а вам говорят: «Купите вот этот кусок колбасы!» — «Вы знаете, я не ем такую колбасу, и у меня в семье никто не ест таких колбас. Она мне не нужна». — «А вы купите и выбросьте. А если не купите, мы вас в магазин больше не пустим!» Приблизительно такая же ситуация с газетами и лотерейными билетами у нас в школе. На педсоветах у нас в заведении есть такое правило: каждый заведующий отделением (фортепианным, струнным, народным и т.д.) говорит: «Газеты выписали все! Билеты купили все! Кроме Новгородской»!
В беседе, когда я спросила, для чего мне покупать лотерейные билеты, завуч ответил: «Для того, чтобы место свое не потерять». — «Так это унизительно!» — «Ах, унизительно?!. Тогда мы вам не продлеваем контракт!» — сказала директор, дав секретарю указание не продлевать контракт.
Хочу обратить внимание: утром этого же дня я расписалась о продлении контракта, а ближе к обеду директор изменила свое решение.
И вот я уволена! Представьте, от эмоционального состояния одного человека зависят судьбы сотен людей!
Сейчас они отрицают свои слова, но я и не собираюсь никому ничего доказывать.
И началась новая борьба за то, чтобы сохранить рабочее место. При содействии в разборе ситуации вышестоящих служащих исполкома удалось остаться на работе. Хотя даже моих учеников распределили между другими преподавателями. Меня предупредили: «Вам будет несладко!» Это «несладко» не заставило себя ждать!
Буквально через день, в каникулярное время, я утром прихожу на работу. А во многих учреждениях есть журнал прихода и ухода сотрудников. Так вот, этого журнала не оказалось на месте и я не смогла записаться, как это делала обычно. Через час ко мне в кабинет заходит завуч и спрашивает, почему меня нет на рабочем месте. Я не понимаю. Ведь я в кабинете. Оказывается, он забрал журнал и я должна была подняться и расписаться. Собирают всех заведующих отделениями, составляют акт, что меня нет на работе. Я смотрю на всех и не понимаю, что происходит.
— Вы ведь все видели, что я на работе, и подписываетесь под ложью!
— Мы не видели.
— Так я вам говорю. Или вы считаете, я всех обманываю?
С другой стороны, как можно подписать документ, если ты не видел, на работе человек или нет? Тем не менее все поставили свои автографы.
Мы ходим в одну школу, разговариваем на переменах, смеемся, выступаем на одной сцене. И тут такое! Думаешь, как эти люди могут совершать такие поступки?!
И это далеко не единственный случай, который произошел со мной за эти два года. Ведешь урок в страхе, прислушиваясь к шагам в коридоре. Вдруг зайдет завуч или директор и опять повышенные тона?! Что на это раз?
В последнее время от волнений стало чаще болеть сердце. И очень жаль, что приходится оставлять полюбившихся учеников и любимое дело. Но здоровье важнее.
Печально, что в управлении школы находятся люди, которые основной своей целью ставят не добрые взаимоотношения в коллективе, стремление к большему творческому развитию, а желание всех подчинить, заставить бояться. В такой обстановке там, где зарождается любовь к музыке, тяжело работать».
Как же так получается, что учитель, который любит свою профессию, музыку и детей, не может работать в образовательном учреждении? С этим вопросом журналисты обратились к директору Слонимской детской школы искусств Наталье Мазец. Она прокомментировала ситуацию в присутствии своих коллег.
— Ольга Васильевна нарушает трудовой распорядок. Ей был объявлен выговор за отсутствие на работе 2 июня текущего года, 30 августа ей было объявлено замечание, и в октябре ей опять объявлен выговор за невыход вовремя на работу. Объяснительные писать учитель отказывается.
— Педагог говорит, что ее (обязывают выписывать газеты, покупать лотерейные билеты /news/238687/), от чего она отказывается, поэтому на нее идет давление. Что за лотерейные билеты Вы обязываете покупать?
— А вы не в нашем государстве живете и ничего не знаете?
— Дело в том, что в редакции нас никто не принуждает покупать лотерейные билеты.
— Вас никто не обязывает, потому что вы — в противовес государству. А мы — люди государевы. Приходит разнарядка на школы, на все отделы в райисполкоме, и их распределяют по организациям. Например, на отдел культуры исполкома дали 80 штук лотерейных билетов «Скарбница» и «Принеманская». Последняя цена их была 10-12 рублей.
— Сколько учителей работает в музыкальной школе?
— 45 учителей.
— И все должны покупать лотерейные билеты?
— Нет, конечно. В 2016 году нам эти билеты давали всего два раза.
— За лотерейные билеты учитель Ольга Новгородская никогда не была наказана, так как она в эти игры не играет.
— Но учитель в разговоре заметила, что завуч музыкальной школы сказал, что надо покупать лотерейные билеты, чтобы работу не потерять.
— Мы все работаем в одном коллективе. Хотим мы этого или нет, мы прекрасно понимаем, какая ситуация: есть (негласная разнарядка на лотерейные билеты /news/237968/), и газеты мы выписываем, — пояснил ситуацию завуч музыкальной школы.
Другой учитель тоже не понимает, как это — не поддержать коллектив и не выписать газету.
— Если весь коллектив решил покупать газету и кто-то один отказывается, как это?! — в недоумении спрашивает другой учитель.
— Скажите, а какой она учитель как профессионал?
— Пока ничего не можем сказать. Два года — маленький срок, чтобы о чем-то говорить. У нее в классе занимаются маленькие дети. Ни одного серьезного конкурса, куда бы она могла их вывезти и показать. Надо время, чтобы я сказала, что это суперпедагог.
В этот день в кабинет директора были приглашены несколько учителей, завуч музыкальной школы и учитель музыки Ольга Новгородская. Необходимо отметить, что ни один из них не поддержал коллегу и не заступился за нее. В разговоре они заметили, что она позорит свой коллектив, нарушает трудовую дисциплину и отказывается покупать лотерейные билеты и выписывать газеты, что теперь и их рабочее время будут строго контролировать. Хотя это было мнение всего лишь нескольких учителей.
— Я так и знала, что меня сделают злостным нарушителем дисциплины, хотя на самом деле это не так. Я пришла работать в культуру, музыку, а здесь главное, чтобы человек купил билет и выписал газету, — отметила Ольга Васильевна.
В процессе разговора выяснилось, что у учителя в сентябре не было кабинета для занятий музыкой, так как в музыкальной школе не хватает аудиторий.
А вот какое мнение высказали родители, дети которых учатся у Ольги Васильевны.
Алеся Филиппова:
— Никаких нареканий в адрес Ольги Васильевны я высказать не могу, кроме хорошего. Деятельностью учителя мы очень довольны. Правда, очень неприятно, что в отношении учителя сложилась такая нехорошая ситуация, которая получила большую огласку. Учитель хочет работать, и это самое главное.
— Скажите, Ваш сын Егор когда-нибудь жаловался на то, что приходилось долго ждать учителя, что не было занятий?
— Мы могли еще позвонить учителю и сказать, что по какой-то причине ребенок может не прийти. Но были случаи, когда ребенок не мог заниматься, когда не давали класс для занятий. Например, у ребенка в понедельник занятия по сольфеджио и вокалу, на которые сын ходит с удовольствием, а в 15.50 у него занятия на ул. Синичкина, и не давали класс по понедельникам. Занятий не было. Странное отношение. Зачем тогда платить за эти уроки?
Зачем эту ситуацию нужно было раздувать, когда учитель хочет работать?! И главное, за что? За то, что он не выписывает газеты и не покупает лотерейные билеты?
Людмила Ромпало:
— Ольга Васильевна — это самый прекрасный учитель в музыкальной школе. Во-первых, она и как учитель, и как человек замечательный. Она везде возит детей, мы везде с ней ездим, в конкурсах участвуем. Очень жаль, что ее увольняют.
Сын Леонид у Ольги Васильевны занимается третий год, он никогда на учителя не жаловался. Я могла ей позвонить и предупредить, что мы опаздываем, или попросить отменить урок по какой-то причине. Она и сама часто подвозила домой моего сына. Как педагог она меня очень устраивает.
Александра Мимогляд:
— У меня об Ольге Васильевне только хорошее мнение. Моя дочь Ксения третий год занимается у неё. Она меня устраивает как учитель, организовывает концерты, детей к этому привлекает. Мы уже два раза в костеле выступали, и в библиотеке, музее. Она не только детей учит в музыкальной школе, но и старается их развивать, чтобы они сцены не боялись.
Ольге Васильевне в этом году не продлевали контракт, так мой ребенок хотел отказаться от музыки.
Мне кажется, что лучшего учителя мы бы не нашли.
31 августа 2017 года у Ольги Новгородской заканчивается контракт. Она сама написала заявление на увольнение. Какое решение примет дирекция музыкальной школы, покажет время.