Подборка белорусских мест, которые славятся таинственной природой.
В честь Хеллоуина tut.by составил подборку из 10 белорусских локаций, которые славятся своей таинственной природой.
Несвижский замок
Когда разговор заходит о белорусских привидениях, обычно сразу же вспоминают Несвижский замок и его мистическую обитательницу Черную Панну. По легенде, в замок после смерти в виде призрака вернулась молодая жена короля Жигимонта ІІ Августа Барбара Радзивилл, отравленная коварной свекровью Боной Сфорцей. Правда, современные исследователи придерживаются другого мнения насчет смерти королевы — согласно их версии, Барбара Радзивилл умерла от онкологического заболевания. Так это было или нет, но о появлении призрака женщины в замке заговорили давно. В недавней истории Черная Панна наводила ужас на немецкий гарнизон, разместившийся в резиденции Радзивиллов во время оккупации, а в последний раз ее видели незадолго до пожара, который случился в Несвижском замке в 2002 году.
Мирский замок
Говорят, что у комитета ЮНЕСКО есть негласное правило — давать статус объекта всемирного наследия только тем замкам, в которых живут привидения. С Несвижским все понятно, а что же с Мирским, который также с 2000 года имеет этот статус? Если верить местным экскурсоводам, в Мире полно привидений! Ходят байки об обнаруженных во время реконструкции 1926 года в одном из подвалов замка двух скелетах в боевой амуниции. И хотя их останки были захоронены, но сами умершие солдаты будто бы время от времени возвращаются на место смерти, чтобы полязгать латами и позвенеть мечами. Еще одним призраком, беспокоящим местных жителей и туристов, является привидение дочери владельца замка князя Святополк-Мирского. Двенадцатилетняя Софья утонула в пруду на территории имения, вскоре таким же образом погиб и ее отец. Все это неспроста, говорят, что пруд этот был проклят ведьмой, у которой при обустройстве этого водоема погиб сын.
Гольшанский замок
Замыкает тройку белорусских замков с привидениями Гольшанский замок. Воспетый Владимиром Короткевичем «Черный замок» славится своим Черным монахом — призраком безродного юноши, которого местный магнат замуровал в замковой стене за любовь к своей дочери. С тех пор неупокоенный дух бродит по подвалам и галереям, пугая посетителей твердыни. Впрочем, на сегодняшний день жуть навевают не столько истории о призраках Гольшанского замка, сколько печальное состояние стародавней постройки — открытые всем ветрам остовы стен год от года разрушаются все больше.
Лошицкая усадьба
Не только белорусские замки славны своими призраками, богатыми на чертовщину также являются многочисленные старинные усадьбы и родовые гнезда, раскиданные по Беларуси. Впрочем, минским любителям мистики далеко ездить не нужно, ближайший призрак Ядвиги Любанской обитает в Лошицком парке на окраине города. Молодая жена владельца Лошицкой усадьбы князя Любанского за спиной у своего вечно занятого мужа закрутила роман с минским губернатором Мусиным-Пушкиным. Высокопоставленный чиновник, не таясь, слал любовные депеши казенной почтой прямиком в усадьбу Любанского. Такие выходки неимоверно злили князя. После одной из ссор с мужем Ядвига выбежала из дома в парк и уже не вернулась. Ее тело нашли наутро в реке неподалеку. Убитый горем князь Любанский бросил все дела и покинул Минск навсегда, посадив на месте гибели жены маньчжурский абрикос. По легенде, призрак Ядвиги появляется в парке во время цветения этого дерева.
Деревня Городьки, Воложинский район. Дом, в котором нельзя провести ночь
Но не только родовитая знать богата на мистические истории, у белорусских крестьян хватает своих страшных легенд. Наверное, в каждой белорусской деревне есть байка про заброшенный дом на отшибе, в котором не сможет переночевать никакой смельчак. Есть такое место и в Городьках — крупном агрогородке на окраине Воложинского района. Здешний дом с привидениями не так стар, как многие подобные постройки, его даже не успели достроить, потому что, согласно местной легенде, неприятности у хозяев начались еще до заселения. В семье, получившей участок, один за другим стали трагически погибать мужчины, почти завершенная хата осталась пустующей. Говорят, под домом находятся могилы польских солдат, погибших в Советско-польскую войну в начале 1920-х. Власти в советское время уничтожили кладбище, а землю отдали под застройку. Местные жители уверены, что духи убитых солдат не дадут никому провести ночь в пустом доме и сведут непрошенных гостей с ума. Сильное утверждение. Проверять его мы, конечно, не будем.
Минск. Заброшенная детская больница
Хватает в Беларуси заброшенных зданий, в которых и без мистических историй жутко находиться. Одно из таких мест — покинутая детская больница в Минске. Здание, построенное в конце 1930-х, оставили не так давно — в 2004 году. Больница находится под охраной, но смельчаки из столичных любителей «заброшек» неоднократно посещали ее внутренние помещения. Палаты с облезлой краской, ржавая медицинская утварь, прогнившая мебель — еще недавно в больнице боролись за детские жизни, сегодня же здание само дышит на ладан. Есть в больнице особенное место — круглая аудитория-амфитеатр, в которой случился пожар. Помещение очень похоже на прозекторскую, где раньше на глазах студентов-медиков профессора препарировали человеческие тела. Лучшего места для съемок фильма ужасов, наверное, и не найти во всей столице.
Объект 1161. Самый глубокий бункер Беларуси
В Гродненской области недалеко от Беловежской пущи располагается еще один объект из разряда «заброшек» — недостроенный командный пункт Объединенных военных сил Варшавского договора. Возводить «Объект 1161» стали в 1985 году, но до развала Советского Союза закончить огромный подземный комплекс, уходящий под землю на десятки метров, не успели. Место внушает благоговейный ужас. Вход в самый глубокий бункер в Беларуси не так давно завалили, но любопытные диггеры до сих пор находят лазейки. Поговаривают, что те, кто спускался на самые нижние уровни бункера, слышали, как где-то поблизости бродит призрак… коммунизма. Впрочем, у обывателя волосы встают дыбом только от того факта, какая гигантская сумма денег была бездарно зарыта в землю при строительстве этого сооружения.
Окрестности озера Нарочь (поля сражений Первой мировой)
Довольно жуткими местами являются поля былых сражений, коих по белорусской земле прокатилось немало. Место, где на небольшом пятачке земли одновременно решались судьбы сотен, а то и тысяч солдат, не может не внушать ужас. В начале марта 1916 года у самого большого белорусского озера прошли одни из самых ожесточенных боев на Восточном фронте Первой мировой войны. Мороз, артиллерия, ружья, штыки и химическое оружие унесли жизни около 50 тысяч солдат с обеих сторон. Леса в окрестности Нарочи до сих пор испещрены полузасыпанными окопами и наполнены тысячами безымянных могил. Среди местных жителей о тех лесах ходят нехорошие легенды.
Мертвое озеро
Иногда природа и без вмешательства человека может внушать мистический ужас. В мире насчитывается не один десяток природных объектов со словом «мертвый» в названии. Есть такое место и в Беларуси — Мертвое озеро, входящее в комплекс Голубых озер, что на Мядельщине. Жуткое название водоем получил из-за того, что в нем практически полностью отсутствует жизнь. Окрестные леса также славятся гнетущей пустотой, звери тут встречаются крайне редко. Местные жители объясняют такое положение вещей древними проклятьями и жуткими легендами о затопленных городах. Ученые же далеки от мистики, по их утверждениям, мертвенность озера объясняется большим количеством сероводорода в воде, а также практически полным отсутствием циркуляции между водными слоями на глубине. А лесные окрестности пусты из-за простой причины — зверям нечем поживиться на озерном берегу, вот они и обходят Мертвое озеро стороной.
Узденская пирамида
Кладбища издревле считались излюбленным местом пребывания нечистой силы. Люди в темное время суток стараются обходить некрополи стороной. В Узде для такого осторожного отношения к захоронениям есть еще одна причина — посреди местного кладбища возвышается каменная пирамида, наводящая мысли о мумиях и древних кровожадных богах. Впрочем, по утверждениям местных историков, усыпальница в виде пирамиды, построенная в 1800 году, никак не связана с древними культами. Ее создатель генерал Казимир Завиша просто следовал моде того времени на все египетское, распространившееся по миру после похода войск Наполеона в Египет.