Группа Re1ikt рассказала о том, как стать лучшей рок-группой страны.
Группа Re1ikt представила пятый полноформатный альбом «Куфар». Средства на его создание были собраны на краудфандинговой платформе «Талака» всего за семь дней. Tut.by встретился с барабанщиком Александром Демиденко и бас-гитаристом Дмитрием Наркевичем и поговорил о концертах в деревнях, специфике белорусского музыкального рынка и формировании имиджа страны.
— Семь дней — это рекорд, но нужно понимать, что сумма была не очень большая, — говорит Александр Демиденко. — Мы не хотели напрягать наших слушателей. Нам было нужно ровно столько денег, чтобы издать этот тираж. Мы видим опыт других людей в краудфандинге, и нам хотелось понять, насколько он может быть применим к нам. Удалось собрать где-то в два с половиной раза больше, чем надо, поэтому решили сделать еще и профессиональный клип на песню «Дробненькі дожджык». Раньше часто сталкивались с мнением: вы играете такую хорошую музыку, хотелось бы еще таких же хороших клипов. Сейчас идет подготовка к его выпуску. Получается очень красивое и качественное видео. У нас таких клипов еще не было.
Привлечение поклонников к финансированию новых альбомов стало популярной практикой среди белорусских музыкантов. Удачно завершились кампании, организованные Лявоном Вольским, группами «Стары Ольса» и Akute. Сейчас на запись собирают Neuro Dubel, Port Mone и другие. Александр Демиденко не считает, что это локальная специфика развития музыкальной индустрии, называя этой новой формой сотрудничества между музыкантами и слушателями.
— Это очень хорошая, простая, понятная и честная практика. Многие музыканты из разных стран мира к ней прибегают. Группа говорит, что она может что-то сделать, но на производство нужны средства. Записать, сделать сведение и мастеринг — все стоит денег. Собирает предзаказы, но не простые, а на что-то что необычное, чего группы обычно не предоставляют своим слушателям. Мне кажется, такая практика будет теперь все время. Люди понимают, что это работает и это удобно всем: как слушателям, так и музыкантам.
— Будет ли работать для малоизвестных групп? Это не будет работать, если этим не заниматься. Если не придумывать ничего интересного, не поддерживать проект соцсетями, друзьями… Если музыканты еще не успели заявить о себе широкой аудитории, то можно через друзей. А как еще? Если группа состоит из четырех человек, и у каждого по 100 знакомых, которые дадут по доллару, получится 400 долларов. На эти деньги можно какую-то песню записать.
В альбом «Куфар» вошла и песня «Разам», которая стала гимном дебютантов Высшей лиги по футболу, столичного клуба «Крумкачы». 17 мая на стадионе ФК «Минск» Re1ikt впервые исполнили ее вживую. В тот день «вороны» сенсационно обыграли минское «Динамо» со счетом 4:1.
— К нам обратился работавший на тот момент с клубом Виктор Радьков. Он послушал наш последний альбом и предложил написать гимн. Получилось скорее положительно, отрицательных отзывов мы не слышали, — говорит Александр Демиденко, — С одной стороны, когда я писал текст, то старался избегать заезженных штампов: гол-футбол… С другой — хотелось, чтобы текст песни мог быть применим к каждому участнику футбольного процесса. Будь то футболист, болельщики, тренер, управление клуба, — чтобы каждый мог ее послушать и сказать: это про меня.
— Пока статистика такая: если на стадионе выступает группа Re1ikt — «Крумкачы» побеждают. Потом я читал интервью тренера «Динамо», он говорил: «Какие-то музыканты мне мешали! Я не мог нормально управлять командой».
— Возле газона стояла аппаратура и немного заслоняла тренерскую площадку, — поясняется Дмитрий Наркевич, — Но представитель УЕФА сказал, что все было в норме.
Минувшим летом в любви к Re1ikt признался ведущий утренних новостей на американском телеканале 6ABC Мэтт О’Доннел. Отвечая на вопрос поклонника о любимых альбомах 2016 года в Твитере, он на первое место поставил пластинку «Лекавыя травы». Александр и Дмитрий говорят, что это подтверждает тот факт, что белорусский язык не является барьером для зарубежных слушателей.
— Например, Анна Мария Йопек из Польши уехала в Северную Америку. Там она играет джаз на польском языке. Очень многие ее альбомы достигли там «золотого» статуса. Или известные на весь мир исландцы Бьорк и Sigur Ros. В первую очередь притягивает мелодия. Язык — вещь второстепенная, — считает Дмитрий Наркевич.
— Важно делать свой собственный белорусский контент. Не зависеть от чужого, а чтобы у нас была собственная жизнь. Чтобы мы не оглядывались на других, умалчивая про себя и свою музыкальную жизнь, — добавляет Александр.
Музыканты считают, что полноценный выход белорусской музыки на международный рынок возможен только вместе с открытостью страны для иностранных туристов, а стереотипное мышление людей в какой-то степени даже может пойти на пользу.
— Нужно больше взаимодействовать с другими странами в плане культурного обмена, чтобы больше иностранцев приезжало к нам, чтобы было больше пиара не только музыкального, но и страны, и национальной культуры в целом. Нам есть что показать миру. Когда будет красивая картинка, контент, хорошо сформулированные идеи, — в такой связке это будет отлично работать. Например, Исландия, ее считают сказочной страной, с ее сказочными ландшафтами и непроизносимыми названиями. И такие же у них исполнители сказочные. Скандинавы — викинги и музыка у них такая же. Или немцы — конкретные и четкие, как их музыка. Это стереотипы, конечно, но они работают.
Вдохновение музыканты Re1ikt черпают из белорусской истории, фольклора и природы. Особенно заметно это стало на альбоме 2011 года «Рэкі прабілі лед». Следующая пластинка «Лекавыя травы» закрепила за коллективом звание одного из главных фолк-рок коллективов Беларуси.
— Идея альбома «Лекавыя травы» мне пришла, когда жил в другой стране. Мне очень нравится жить в Беларуси, там я испытывал некоторый дискомфорт, — рассказывает Александр Демиденко. — Шел по улице и вспоминал времена, когда я жил у бабушки. Она мне часто заваривала чабрец и другие травки. Я шел и у меня резко возник вкус и запах этих трав и все нарисовалось в один момент. Фольклор и история влияют на нас и мотивирует на написание такой музыки. И недаром мы играем вместе. Видимо, у нас есть общие эмоции, переживания, взгляд на мир и его интерпретация. Нам комфортно в нашей музыке. Сама атмосфера способствует.
— В Беларуси очень много тем, которые до сих пор не подняты, о которых хочется рассказать людям, — говорит Дмитрий. — Конечно, интересно смотреть разные страны, но у нас самих непаханое поле. Про что-то забыли, про что-то не хотят вспоминать, но все равно это наша история.
— Песню с альбома «Куфар» «Сваточкі» мы получили во время поездки в местечко Холопеничи Крупского района. Там мы играли концерт. Сейчас это ДК, а раньше был костел. Получилось заехать к одной бабульке, ее зовут Мария Семеновна Амос. Она спела нам несколько песен, в том числе «Сваточкі», мы ее переработали. Разница большая, но мы хотим показать белорусский фольклор, популяризируя его через более современную музыку. Я разговаривал со многими людьми, они говорят: «Раньше я не интересовался белорусской культурой, историей и фольклором, там-сям услышал вашу музыку и она мне очень понравилась. Потом узнал, что это народные песни, появился интерес». Если мы немного этому способствуем, значит, это наша задача.
Для достижения уникального звучания, музыканты группы много экспериментируют. При записи «Яшчаркі» они поменяли местами партии гитары и баса. Нередко во время записи они прибегают к использованию необычных инструментов.
— В Re1ikt мы вместе пытаемся создать ту музыку, которой нам не хватило в наших любимых группах. Во время записи песни «Кропля» захотели вставить настроение альбома «Рэкі прабілі лед», в котором много звуковых слоев. Там я играл на инструменте, который мне сделал папа. Это металлические пластинки, которые при касании друг с другом создают звук движения в воздухе непонятных предметов. Нельзя сказать. что мы приходим на репетицию и вдруг песня сама получилась, а мы не знаем, как это произошло. Будто какой-то дух снизошел и само придумалось. Мы понимаем, как надо создавать, что такое скелет песни. Есть опыт и на его основании мы делаем.
Несмотря на то, что Re1ikt была основана еще в 1999 году в Светлогорске, окончательно с концепцией музыканты определились не так давно. За 17 лет группа сменила несколько прописок: пять лет базировалась в Гомеле, затем переехала в Минск, состав тоже часто менялся. От первоначального остался только Александр Демиденко.
— У нас такой стилистический разброс, что нельзя сказать, что это одна группа все сделала. Думаю, это связано с тем, что у нас не было продюсерской школы, как совокупности традиций, знаний. Особенно в рок-музыке. И музыканты тыкались, что у кого получится. Кто-то кого-то копировал. Мы никогда не любили копировать и все время тыкались, пока где-то на «Рэках» не поняли, как правильно делать песню, записи. На «Травах» мы это опробовали. «Куфар» — это сборный альбом песен из разных периодов. А что будет дальше, я боюсь говорить. Это будет совсем что-то хорошее, лучшее, что только было у нас.
Этот музыкальный стиль позволяет музыкантам выступать не только в клубах и на фестивалях, но и давать акустические концерты на разных мероприятиях в деревнях. Александр говорит, что обычно на такие концерты собираются все местные жители, а не только возрастной срез 25−35 лет, характерный для городских концертов. По его мнению, при соблюдении некоторых условий, белорусские музыканты могут ездит в годовые полноценные туры по Беларуси.
— Если процедура организации на уровне согласований будет проходить легко и быстро, то, наверное, реально сделать тур по ста городам Беларуси. Пока такой практики нет, непонятно, будет ли он успешен. К тому же у публики пока не сформировалось понятие, что полезно часто посещать культурные мероприятия и концерты. Это реально, но нужен определенный капитал на маркетинг, рекламу, чтобы исполнение организаторов было соответствующее. На микроавтобусе можно в каждую деревню поехать. Часто музыканты жалуются: плохой аппарат, невозможно играть. За несколько последних лет мы на своем опыте научились выступать там, где, казалось бы, это невозможно. Думаю, прямо в этой комнате сделали бы полноценный концерт, не имея аппаратуры. Хорошо возить фургоны, но это нужно для огромных площадок, которых у нас практически нет.
— Важно, чтобы были люди на местах, которые могли бы работать. Нужно какие-то бизнес-школы делать в регионах, чтобы они появлялись. Нужно просто работать. Я не знаю, почему кто-то ждет, что оно упадет с неба.
— Конечно, в Беларуси будут получаться небольшие суммы. Это не тот рынок, чтобы себе позволить ездить на «Лексусе». Везде по минимуму, где-то маленькое, где-то большое выступление. В сумме получится большой тур, — дополняет Дмитрий.
Пока такой практики в Беларуси нет и авторы лучшего рок-альбома 2015 года и статуса «Лучшая рок-группа» параллельно с репетициями и концертами работают на основных работах. Александр Демиденко разрабатывает музыкальные приложения в IT-компании Gismart.
— Мне грех жаловаться. Я на своей работе занимаюсь в том числе и музыкой. Однажды кусочек мелодии придумал на гитарном симуляторе. Гитара звучит приятно, сидишь в наушниках, тестируешь. Но даже имея такую работу, все равно физически устаешь, несмотря на то, что она приносит радость. Поэтому в этот раз мы решили сделать более домашний концерт в «Брюгге». Для экономии сил, чтобы потом дать серию концертов по Беларуси.