Под слоем балок и пыли строители обнаружили сотни документов, фотографий, предметов быта сразу трех временных периодов.
Эта ничем не примечательная железная дверь — единственная в Доме Правительства, сохранившаяся с 30-х годов. Сразу за ней — техническое чердачное помещение, куда из-за аварийного состояния ход долгое время был категорически запрещен. В прошлом году на техэтаже наконец затеяли капремонт. Разгребая завалы, строители ахнули. Под слоем балок и пыли — сотни документов, фотографий, предметов быта сразу трех временных периодов: 30-х годов, когда Дом Правительства только начинали возводить, военного лихолетья 1941 — 1945 гг. и послевоенного времени, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
В начале этого года все найденные артефакты перекочевали в руки сотрудников отдела старопечатных и редких изданий библиотеки администрации Лукашенко. Почти 6 месяцев специалисты трудились над очисткой, систематизацией и переводами находок. До 30 ноября с коллекцией, получившей незатейливое название «Дом Правительства: история, документы, люди», в одном из залов библиотеки могут ознакомиться все желающие.
— Это был период отпусков — лето. Начались ремонтные работы. Приходят рабочие к нашему директору Сергею Квачану: мол, нашли на чердаке какие-то бумаги, нужны? Дай, думаю, я посмотрю. Вдруг и вправду что-то ценное. Гляжу: а это газеты, журналы военного времени, документы архива СНК и наркоматов, штабов немецких военных частей, открытки, письма, предметы быта… Разве ж рука поднимется такое выбросить? — вопросительно поднимает брови заведующий отделом старопечатных и редких изданий библиотеки администрации Лукашенко Валерий Герасимов.
Первый белорусский небоскреб, как сегодня называют Дом Правительства, за восемь десятков лет повидал многое: пережил войну, бессчетное множество ремонтных и реставрационных работ. Валерий Николаевич останавливается у первого стенда — он посвящен периоду строительства здания:
— Его возводили почти как египетскую пирамиду — без башенных кранов. Официально торжественное открытие приурочили к празднику 7 ноября в 1933 году, однако есть сведения, что отделочные работы к этому времени еще не были окончательно завершены.
За стеклом — шпатель, который использовали строители в начале 30-х; пустая бутылочка из-под популярного в те годы одеколона «ТэЖэ» (который некоторые особо романтичные граждане расшифровывали весьма поэтично — «Тайна женщины»); спичечные коробки, мундштук, папиросы «Казбек», «Гурзуф», «Блюминг»… На одной из фотографий — Дом Правительства середины 30-х.
— Видите герб БССР на фасаде? Он висит на здании до сих пор. В период оккупации гитлеровцы попытались его снять, но он был настолько крепко приварен, что они, в конце концов, просто повесили фашистское полотнище поверх.
Второй раздел экспозиции посвящен периоду нацистской оккупации. В годы войны в Доме Правительства располагались штабы гитлеровских воинских частей. Сохранились обертки от конфет, португальские, французские консервы, чайные пакетики, немецкие лезвия для бритья, сигареты и папиросы со всей Европы… Среди интересных артефактов — зубная паста Lacalut и шампунь популярной нынче косметической фирмы Nivea.
— Ни для кого не секрет, что экономика всей оккупированной Европы работала на фашистскую Германию. Оккупанты носили всю эту парфюмерию на рынок, меняли на «яйки и млеко».
На двух отдельных стендах — найденная литература: совет-ская и немецкая соответственно. Рассматриваем пожелтевшие страницы, с трудом вспоминая забытые аббревиатуры — структуры, для которых и строился Дом Правительства, — Наркомторг, Наркомфин, Наркомзем. Валерий Николаевич тем временем берет в руки один из выпусков немецкого журнала «Люфтваффе»:
— С точки зрения истории издание представляет огромный интерес. Обратите внимание, сколько здесь фотографий. Целые страницы с фоторепортажами. Оружие, форму, обмундирование — все можно рассмотреть в мельчайших подробностях. Думаю, журнал был бы крайне полезен кинематографистам при воспроизведении бытовых и военных сцен.
На полке рядом с «Люфтваффе» мирно соседствует журнал «Работнiца i калгаснiца Беларусі» 1933 года. Здесь же документы из архива СНК, журналы бухгалтерского учета, бланки, хозяйственные книги, личные и ведомственные письма:
— Вот, например, акт проверки хода строительства школы в местечке Камень Лепельского района. Казалось бы, мелочь, но для Лепельщины — документ интересный, раскрывающий историю района. Если заинтересуются, с удовольствием передадим. Много писем с обратным адресом. Будет время, напишем родственникам и семьям, им, уверен, это важно. Сейчас продолжаем изучать все документы. Возможно, нам даже удастся открыть новые, ранее неизвестные страницы в истории Дома Правительства.