По отсутствию структурных реформ мы впереди всех в регионе.
Подъем российской экономики замедлит падение белорусской, но автоматически к росту не приведет, а о возвращении к старым темпам роста в 10% речи вообще не идет.
Циклическое восстановление близится к завершению в большинстве стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, констатировали эксперты МВФ в докладе по вопросам региональной экономики.
В России происходит сглаживание темпов сокращения, вызванное возвращением ростом цен на нефть, "тогда как остальные страны СНГ постепенно выходят из рецессии на фоне улучшающегося внешнего спроса", пишет tut.by. Рост ВВП прогнозируется на уровне 1,3% в 2016 году и 2,1% процента в 2017 году, "что в значительной степени отражает улучшение перспектив в странах СНГ". По Беларуси прогноз прежний и значительно отличается от регионального: минус 3% в нынешнем году и минус 0,5% - в 2017-м.
Для стабильного среднесрочного роста необходимы дальнейшие структурные реформы, а более эффективное госуправление может способствовать поддержке роста. МВФ рекомендует поработать как над эффективностью распределения средств, так и над практической реализацией проектов.
За счет сокращения разрывов в эффективности страны региона могут в среднесрочной перспективе обеспечить до 2−4% ВВП экономии бюджетных средств, считают эксперты МВФ.
"Минск надеется, что кривая сама выведет"
Как выглядят "успехи" Беларуси на фоне других стран СНГ?
Старший аналитик Альпари Вадим Иосуб нарисовал БДГ достаточно мрачную картину.
- Согласно прогнозу МВФ, в странах СНГ рост ВВП достигнет 1,3% в 2016 году и 2,1% процента в 2017 году, в то время как в Беларуси эти показатели гораздо ниже: минус 3% в 2016 году и минус 0,5% — в 2017-м. Чем вызван столь значительный разрыв в экономиках?
- Столь значительный разрыв определяется долей государственного сектора в экономике. С этим показателем связана и другая причина – отсутствие любых структурных реформ. Если страны региона реагируют на внешние шоки, меняется структура экономик, улучшаются институты, то в Беларуси пока нет никакой реакции на шоки. Поэтому все негативные результаты шоков Беларусь и переживает.
- Получается, Беларусь находится в наихудшем положении из всех стран СНГ?
- По падению ВВП Беларусь лидировала в прошлом году, нынешнем и будет лидировать в следующем. Беларусь устойчиво лидировала в регионе СНГ и Восточной Европе по инфляции: год шли вровень с Россией, пару лет уступали по инфляции воюющей Украине, а все остальное время - лидировали. Можно сказать, что и по отсутствию структурных реформ мы впереди всех в регионе, соответственно, и получаем соответствующие экономические результаты.
- Эксперты заговорили о сглаживании темпов сокращения в России благодаря возвращению цен на нефть с низких уровней. Надо ожидать, что и белорусская экономика, тесно связанная с российской, постепенно пойдет на подъем? Или не факт?
- Это не факт. Что интересно: мы все время ссылаемся на то, что Россия – корень всех белорусских проблем. Однако падение экономики в нынешнем году в Беларуси гораздо глубже, чем в России. На самом деле, даже с улучшением ситуации в российской экономике белорусская продукция в прежних объемах на российский рынок уже не попадет. С одной стороны, в России пытаются развивать свое производство, с другой стороны, несмотря на ЕАЭС, Союзное государство, Таможенный союз и ЕврАзЭс, РФ регулярно принимает протекционистские меры к белорусской продукции. Падение белорусской экономики замедлится, но автоматически в рост не пойдет, а о возвращении к старым темпам роста в 10% речи вообще не идет.
- Как бы ни старались белорусские власти, структурных реформ не избежать. Если, конечно, есть стремление хотя бы остановить падение?
- Если такое стремление появится - реформ не избежать. Но пока мы видим, что их осуществление под вопросом. Пока официальный Минск лелеет надежду, что кривая сама выведет, хотя такие надежды тщетны.