Более 20 лет международные финансовые организации рекомендуют Беларуси проводить реформы, но все эти рекомендации игнорируются.
Международный валютный фонд и Всемирный банк, с которыми власти Беларуси ведут сегодня переговоры о новых кредитных программах, сигнализируют о необходимости глубоких реформ в отечественной экономике. Белорусские чиновники признают важность экономических перемен, но констатируют, что пока реформы откладываются, пишут Naviny.by.
Болезненный выбор, который никто не делает
В рамках Октябрьского экономического форума (KEF), который в эти дни проходит в Минске, высокопоставленные чиновники и кредиторы Беларуси собрались в одном зале обсудить перспективы национальной экономики.
Заместитель главы Администрации президента Николай Снопков постарался дипломатично, не вдаваясь в подробности, обозначить выбор, перед которым стоит сегодня власть.
«Эффективность решений, принимаемых экономическими властями страны, определяется выбором в пользу наименее негативного влияния в моменте или выбором в пользу экономического развития в будущем. Конечно, выбор делать, как всегда, не просто», — отметил Снопков.
Старший региональный постоянный представитель МВФ в Центральной и Восточной Европе Баc Баккер, выступавший на форуме сразу после Снопкова, прямым текстом сказал, что Беларуси нужно сделать выбор в пользу будущего развития, а не опасаться негативных последствий в краткосрочной перспективе.
«Цель реформ — создание устойчивой, эффективной экономики. Реформы могут быть болезненными, но их отсутствие приведет к еще большим издержкам», — подчеркнул Баккер.
В свою очередь, Марк Аллен, проработавший практически всю жизнь в МВФ, а сегодня представляющий Центр социально-экономических исследований CASE, констатировал, что отношения Беларуси с международными финансовыми организациями довольно сложно складывались все последние десятилетия.
«С момента обретения независимости международные финансовые организации рекомендовали Беларуси проводить реформы, но все эти рекомендации игнорировались. Беларусь — тяжелый случай для международных финансовых организаций», — сказал Марк Аллен.
Тем не менее, персонал МВФ сегодня заявляет, что готов помочь белорусским властям в лечении тяжелобольного, имея в виду экономику. «Мы искренне надеемся, что сможем помочь Беларуси провести реформы», — сказал Бас Баккер.
МВФ считает, что корнем многих проблем белорусской экономики выступает сектор госпредприятий, который неэффективно использует предоставляемые финансовые ресурсы. Поэтому, полагают эксперты валютного фонда, все попытки властей в 2000-е годы обеспечить рост экономики заканчивались проблемами в платежном балансе и девальвацией национальной валюты (в 2009, 2011 и в 2014 гг.)
По мнению МВФ, пример Украины, которая имела в 1989 году сопоставимый уровень жизни с Польшей, а сегодня уступает последней по уровню доходов населения в три раза, наглядно подтверждает, что происходит в случае откладывания экономических реформ.
«Польша сегодня выглядит как новогодняя елка, а Украина — так, будто там отключили освещение», —считает Бас Баккер.
Какую страну через несколько лет будет напоминать Беларусь — вопрос, ответ на который зависит от действий белорусских властей. А точнее, от того, чьи экономические идеи получат политическую поддержку.
Заказ на печатание денег существует
Первый заместитель министра экономики Александр Заборовский, выступая 3 ноября на Октябрьском экономическом форуме, заявил, что теоретически возможны три сценария восстановления экономического роста в стране.
Первый прогноз предполагает длительный период стагнации, однако «ни политически, ни социально, ни экономически этот прогноз неприемлем», подчеркнул Заборовский.
Второй прогноз предусматривает решения, которые позволят обеспечить быстрый экономический рост. Это можно сделать за счет денежной эмиссии, пояснил Заборовский и дал понять, что сторонники стимулирования экономики за счет печатного станка в кабинетах власти существуют.
«Запрос на агрессивное монетарное стимулирование существует, он никуда не исчез», — констатировал Заборовский и при этом предупредил, что «простые решения часто имеют высокую цену и неожиданные последствия».
В основу третьего прогноза, по которому правительство и двигается, по словам замминистра, положена реализация комплекса мер по увеличению потенциального ВВП. Данный сценарий, по словам Заборовского, предусматривает в том числе повышение эффективности работы госсектора. Каким образом власти будут решать эту задачу — пока до конца неясно.
2 ноября в Минске начала работу техническая миссия Международного валютного фонда, которая должна будет представить властям свои рекомендации по реформированию госсектора.
«В госсекторе находится большое количество рисков, которые в целях сохранения макроэкономической стабильности необходимо нейтрализовать или минимизировать», — отметил в комментарии для БелаПАН экономист Антон Болточко.
При этом эксперт сомневается в том, что в госсекторе удастся найти точки роста. «Источники роста экономики необходимо искать не в госсекторе, а в развитии частного бизнеса в стране», — полагает Антон Болточко.
Схожего мнения придерживается заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
«Перед Беларусью сегодня стоит задача устранить при минимальных социальных последствиях балласт экономики, который неэффективно поглощает финансовые ресурсы, а с другой стороны — создать условия для формирования новой экономики», — полагает Гриц.
Однако пока реформы в Беларуси не начались, и этот негативный факт признают даже высокопоставленные госслужащие.
«Системных реформ в этом году не получилось, климат не изменился. Экономика сегодня падает уж точно не из-за реформ, а скорее из-за того, что их нет», — заявил вечером 3 ноября в Минске бывший помощник президента по экономическим вопросам, а в настоящее время посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый.
По его мнению, государству в нынешних непростых экономических условиях необходимо стимулировать развитие бизнеса, а не бороться с ним.
«У нас количество административных дел по экономическим статьям за 2015 год выросло с 9 до 13 тысяч, а взыскания накладываются по 9 из 10 дел, попавших в суд. Можно пробовать обжаловать силовые действия, но таких попыток каждый год все меньше и удовлетворяются единицы», — констатировал Рудый.
По его мнению, силовая реакция на кризис лишь усугубляет его.
«Все это напоминает китайскую притчу, когда художник нарисовал на стене дракона, но все время боялся, что тот улетит, поэтому закрасил ему глаза. Также нашей экономике как глаза нужны экономисты. Но не молчащие и считающие это лояльностью, а предупреждающие и считающие это патриотизмом», — подчеркнул Рудый.
Предложения по решению экономических проблем существуют разные, порой противоположные, а часто просто административные. Поэтому важнейший вопрос сегодня — кто из экономистов, к мнению которых может прислушаться руководство страны, получит, в конце концов, политическую поддержку.