Соглашение о заморозке добычи нефти может снова сорваться благодаря Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия предупреждает, что в случае, если Иран откажется от заморозки уровня добычи нефти, она, в свою очередь, нарастит нефтедобычу. Об этом в пятницу сообщает Reuters со ссылкой на четыре источника в ОПЕК (перевод – gazeta.ru).
По данным источников, саудиты пригрозили поднять уровень производства до 11–12 млн баррелей в сутки и прекратить обсуждение заморозки.
По данным ОПЕК, Саудовская Аравия — единственный из крупных производителей — членов картеля, кто за последние месяцы снизил реальную добычу нефти. Если в июле саудиты добывали 10,582 млн баррелей в сутки, то в августе было уже 10,578 млн баррелей, а в сентябре — 10,491 млн баррелей.
В то время как Иран и Ирак за то же время нарастили производство с 3,623 млн до 3,665 млн баррелей и с 4,326 млн до 4,455 млн баррелей в сутки соответственно. Причем Исламская Республика Иран заявляла, что расчеты ОПЕК в ее случае неверны и объемы занижены. По словам иранцев, на самом деле ИРИ добывает около 4 млн баррелей в день.
В конце сентября страны ОПЕК договорились ограничить добычу на уровне 32,5–33 млн баррелей в сутки. При этом в августе картель добывал 33,174 млн баррелей, а в сентябре — 33,394 млн баррелей в день. В октябре, как сообщал ранее Bloomberg (официальная статистка ОПЕК еще не выходила), страны картеля поставили очередной рекорд добычи — 34,02 млн баррелей в сутки.
Еще до сентябрьской встречи предполагалось, что добычу сократит в первую очередь Саудовская Аравия. А вот Ирану могут позволить даже нарастить производство.
Впервые идея заморозки уровня добычи нефти возникла еще в начале года, ее инициаторами стали Россия, Саудовская Аравия и Венесуэла. Тогда все производители, за исключением США, подтвердили свое намерение принять меры для стабилизации нефтяных цен. В январе котировки опускались до $28 за баррель.
Окончательное решение предполагалось принять 17 апреля на встрече в катарской Дохе. Но Иран, поначалу соглашавшийся с инициативой по фиксации добычи, заявил, что он еще не оправился от американских и европейских санкций, которые были отменены только в середине января, и не будет замораживать уровень производства, пока не достигнет досанкционных показателей. Это как раз 4 млн баррелей в сутки, которые Иран, по его же словам, уже добывает.
Соглашение в Дохе сорвалось именно из-за Ирана, который даже не прислал свою делегацию на переговоры. Из-за этого фиксировать добычу отказалась и Саудовская Аравия, заявившая, что все должны быть в равных условиях.
Это было в начале года. В середине года на рынке нефти отмечался некоторый подъем, но сейчас цены за баррель вновь падают.
В последние дни нефтяные цены пошли вниз, демонстрируя месячные антирекорды. Котировки опускались ниже $46 за баррель, в субботу баррель стоил $45,6, хотя еще 27 октября торговался по $51,6.
ОПЕК за это время уже дважды пыталась поднять цены за счет словесных интервенций. Глава картеля Мухаммед Баркиндо уверял, что все страны картеля, а также и независимые производители готовы поддержать заморозку.
Старший вице-президент Argus Вячеслав Мищенко говорит, что фундаментально нефтяной рынок не изменился, предложение по-прежнему превышает спрос, а уровень запасов нефти и нефтепродуктов практически во всех регионах на исторических максимумах.
«Колебания нефтяных цен, вызываемые заявлениями на тему заморозки добычи, являются удобными для спекулянтов, играющих на ценах в моменте, — отмечает Мищенко. — Именно этому служат словесные интервенции».
Не исключено, что именно путем словесных интервенций Саудовская Аравия продолжает свою игру на понижение, направленную против американских производителей сланцевой нефти.
Против барреля играет и статистика по запасам в США. За неделю, завершившуюся 28 октября, они выросли на 14,4 млн баррелей, или на 3,1%, и этот показатель стал максимальным по темпам роста с 1984 года.
Коммерческие запасы нефти в Штатах (за исключением стратегического резерва) по итогам прошлой недели составили 482,6 млн баррелей, тогда как аналитики прогнозировали рост лишь до 469,21 млн баррелей.
Саудиты изначально поддерживали низкие цены с целью выдавить с рынка производителей с высокой себестоимостью добычи — в первую очередь Америку. Американская сланцевая добыча, которая позволила США резко нарастить производство, балансирует на уровне рентабельности около $50.
Это ключевой уровень, при котором большинство американских проектов становятся рентабельными. Именно поэтому Саудовская Аравия всегда пыталась удерживать цены ниже $50, в том числе наращивая добычу.