«Либеральные» речи на экономическом форуме в Минске – не более чем потемкинские деревни для иностранцев.
Выступление посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого «Почему нам не нужны экономисты» на Октябрьском экономическом форуме произвело сенсацию и вызвало бурные споры. И не столько о содержании речи дипломата-экономиста, сколько о том, какие перспективы для Беларуси она означает.
Не менее знаковую речь Рудый, тогда помощник Лукашенко по экономическим вопросам, произнес и на прошлогоднем аналогичном форуме, и тогда снабдив ее провокационным названием «Почему реформы не получатся в 2016 году». Как в воду глядел. Впрочем, пафос тогдашнего, как и нынешнего его выступления был в том, что реформы как раз стране очень нужны.
Через год энтузиазма и готовности усмотреть в речи чиновника начало перемен сильно поубавилось. На протяжении года Кирилл Рудый был спикером, озвучивателем воззрений либерального крыла белорусской власти, за что, возможно, и поплатился, потеряв пост помочника Лукашенко. В чиновной табели о рангах его нынешняя должность — это вроде и не понижение, но по крайней мере место, которое не предполагает произнесения речей о скорбных путях развития отечественной экономики. Однако, как видим, посол такую речь, окрещенную некоторыми манифестом, все же произнес.
В своем выступлении на нынешнем форуме Рудый, кроме всего прочего, призвал развивать социологические исследования. Любопытно именно с социологической точки зрения посмотреть и на сам форум, и на это выступление.
Лукашенко уже, наверно, утомился уверять всех, что реформ в Беларуси не будет, как Майдана, что все необходимые реформы уже сделаны, и что дело чиновников — не умничать, не подбрасывать правителю чуждые идеи, а «раздеваться и работать».
При этом пояснялось, что адепты альтернативных подходов ничего толком и предложить-то не могут, лишь повторяя, как попугаи: «Реформы, реформы».
И вот в столице страны, которой не нужны реформы, проводится сборище тех самых адептов, с приглашением иностранцев, которые в своих странах реформы проводили и неплохо в общем-то получилось. Не сказать, что вся страна внимала каждому слову участников форума, но тем, кто хоть краем уха что-то услышал, трудно будет поверить в то, что альтернатива нынешнему экономическому курсу — это только идеологические мантры.
Стоит заметить, что сборище «контры» весьма удивительным образом проводилось в «Дипсервис Холле» управделами Лукашенко, бывшей правительственной резиденции.
В дополнение к тому — не менее удивительное обстоятельство, в работе форума приняли участие представители институтов реальной власти в стране: зам главы администрации Лукашенко Николай Снопков, замминистра экономики Александр Зборовский, зампред Нацбанка Тарас Надольный, ну и упомянутый Кирилл Рудый.
А они-то что забыли на этом «антинародном шабаше»? Они так не могут поступиться своими принципами? Минимальное знание того, как работает система управления, подсказывает, что могут. Более того — и тени верховного неудовольствия было бы достаточно, чтобы указанных господ на форуме не было и близко. Это им даже не в упрек, как говорится, не мы такие — жизнь такая.
Просто интересный вопрос — зачем? Почему не было того верховного неудовольствия, а скорее, видно, наоборот. Ведь ясно, что присутствие представителей реальной власти увеличил общественный «вес» мероприятия в разы. Не в том дело, что рабочий с Тракторного или доярка из передового колхоза ознакомятся с рекомендациями форума и проникнутся всепобеждающими либеральными идеями. Дело в том, какие сигналы получит чиновничья масса от Минска да самых до окраин от этого действа с участием какого-никакого, но все же начальства.
Хорошо, форум не означает, что Беларусь ждут вожделенные некоторыми реформы. А что означает?
На поверхности объяснение — «потемкинская деревня» для иностранцев, сложносочиненная и все более усложняемая имитация. Мол, не все у нас так однозначно, президент заклинает змей народных предрассудков и страхов, а тем временем даже в аппарате власти уже вызрели невиданные силы — кадры реформы. Как не помочь такой стране? Не в реформах, которых нет, но в ее готовности?
Кстати, поучительная деталь. Когда Лукашенко бичует «антинародные реформы», ему во время его выступлений по понятным причинам никто не возражает. А на Октябрьском форуме в свою очередь не было людей, которые бы отстаивали эту линию Лукашенко, участвовавшие в нем чиновники скорее оправдывались за то, что реформ нет, а не внушали адептам либерализма, что страна прекрасно проживет и без реформ.
Кстати, именно открытый аргументированный спор был бы, пожалуй, наиболее полезен для общества. Но чем богаты, тем и рады, спор для власти в целом опаснее, чем манифесты, спор труднее контролировать, он в архитектуру «потемкинской деревни» не очень вписывается.
Но так ли уж эффективна был бы такая «потемкинская деревня», если идея была в ее сооружении? Как она может заставить адресата — Запад, МВФ — сменить гнев на милость? Представители МВФ, кстати, уже довольно давно хвалят чиновников из правительства и Нацбанка, но добавляют при этом — для реформ необходимо согласие верховной власти. Озвучит г-н Рудый еще 10 подобных манифестов — это все равно не будет похоже на верховное согласие.
Другое объяснение — «рояль в кустах». Можно провести плодотворную аналогию. Беларусь с начала года ссорится с Россией насчет газа. С середины года — уже и нефти. Спор то ли исчерпан, то ли нет, но недавно в Одессу приплыл танкер с азербайджанской нефтью для белорусских НПЗ. Это не столько альтернатива, сколько проверка логистики альтернативы: а если все же припрет, а если договориться с Москвой не получится — то у кого покупать, через кого везти, почем это выйдет?
Ну так может и форум с участием чиновных либералов — такой же «танкер», «рояль в кустах»? Сейчас реформы по мнению президента не нужны. Ну, а если завтра по его же мнению станут нужны? То кем взять их, перефразируя слова императора Александра І? Кто знает, как, что и в каком порядке делать, имеется ли готовая общественная «логистика» реформ?
Ну вот можно и посмотреть — есть кем взять или нет. На всякий случай.
Ну и наконец, есть и культурологическое объяснение. Советский праздник 8 марта изначально был днем эмансипации женщин-работниц. Однако уже где-то к 30-м годам совершенно утратил собственно коммунистическое содержание, став просто днем женщин. В этот день женщины становились как бы вровень с мужчинами, а то и главнее их. При этом наличие праздника лишь подчеркивало, что все остальные 364 дня в году роли на самом деле иные.
Такие праздники смены ролей — вообще вещь глубокая и имеющая исторические корни. В древнем Риме был праздник Сатурналий, когда рабы сидели за одним столом со своими господами и последние даже прислуживали первым. Ну, а во все остальное время года рабы, разумеется, оставались рабами, а их хозяева — их хозяевами. Праздничное нарушение социального порядка укрепляло его будничную незыблемость.
Ну так и смотр либералов всея Беларуси — возможно, такое же 8 марта, Сатурналии, выпуск социального «пара». Один или несколько дней в году раб равен господину, женщина равна мужчине, Беларуси нужны реформы. А в остальные? А в остальные — как обычно. Праздник кончился. Добро пожаловать в пустыню реальности, как говаривал герой «Матрицы».
Юрий Дракохруст, TUT.BY