На этот месяц запланировано совещание с участием правителя об итогах работы экономики.
Оценку чиновникам Лукашенко будет давать на основе так называемой матрицы, в которой перечислены ключевые показатели, доведенные для выполнения до вертикали власти. Увы, многие показатели этой матрицы имеют красный цвет, и позеленеют они, видимо, нескоро.
Правительство не уйдет — скамейка запасных пуста
На совещании в ноябре высокие чиновники будут подводить итоги работы экономики за январь-сентябрь нынешнего года.
Согласно официальному прогнозу, ожидалось, что страна по итогам девяти месяцев 2016 года выйдет из рецессии — предполагалось, что рост ВВП составит 0,2%. Для этого в областях динамика валового регионального продукта должна была сложиться положительной. Увы, во всех регионах по итогам января-сентября ВРП остался в минусе.
Неприглядная картина и с экспортом. До министерств и концернов доводились задания (нормативы) по его увеличению, однако по факту за январь-сентябрь экспорт товаров и услуг снизился на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Еще один ключевой показатель, который должна была выполнить вертикаль власти — рост доходов населения. Предполагалось, что реальные доходы пусть и незначительно, но увеличатся — на 0,1%. В действительности, по последним обнародованным данным за январь-август, они снизились на 7,1%.
В общем, похоже на то, что Александр Лукашенко в ноябре в очередной раз выскажет свое недовольство работой правительства. В этом году главе государства приходилось критиковать экономический блок, как минимум, дважды.
По итогам первого полугодия белорусский лидер упрекнул правительство в том, что оно «пассивно плывет по течению» и не стремится «мобилизовать все силы и ресурсы для экономического подъема».
А весной, подводя результаты работы экономики в первом квартале, Лукашенко и вовсе выражал резкое неудовлетворение действиям правительства (потому что «матрица в целом в красном цвете»), давал три месяца на исправление ситуации и грозил, что если результатов не будет, «придут другие люли».
Однако отставки правительства по итогам первой половины года не последовало. Не произойдет кадровой чистки в высших эшелонах власти и по итогам грядущего совещания с участием Лукашенко, считают эксперты.
«Кадровая скамейка запасных пуста. Мы помним, что представители Нацбанка, которые в 2000-е ушли с госслужбы в коммерческие банки, на рубеже 2014-2015 гг. были фактически рекрутированы и возвращены обратно в госаппарат. Это говорит о том, что внутри системы власти специалистов, на которых можно возложить ответственность за экономику, немного», — отметил в комментарии для БелаПАН экономист Сергей Чалый.
С другой стороны, считают наблюдатели, кадровые перестановки в правительстве сегодня нежелательны еще и ввиду продолжающихся переговоров с кредиторами.
«Текущая политика правительства и Нацбанка соответствует рекомендациям международных организаций, у которых мы просим новые кредиты. Очевидно, изменение состава правительства нежелательно с точки зрения переговоров с кредиторами, поскольку приведет к затягиванию этого процесса», — говорит финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Невыполнение целевых показателей, которые в Беларуси определяются административно, не должно быть основанием для кадровых перестановок в правительстве, считают эксперты.
«Поскольку эффективность государственных инвестиций последнее десятилетие падала, а сейчас еще и внешняя конъюнктура неблагоприятная, шансов обеспечить экономический рост у правительства просто не было. Глупо им отвечать за то, на что они не могут влиять», — резюмировал Чалый.
Вынужденный сценарий развития событий
Международные финансовые организации, у которых государство сегодня просит новые кредиты, считают, что властям нужно отказаться от практики доведения директивных показателей и сконцентрироваться на мерах по повышению эффективности (прибыльности) госпредприятий.
«Задания, которые сегодня доводятся по росту экспорта, по сохранению занятости отвлекают от достижения основной цели, которая на уровне предприятия должна выражаться в максимизации прибыли. Государство, как собственник многих предприятий, должно быть заинтересовано в этом», — отметил заместитель начальника отдела государственного финансового управления МВФ Брайан Олден во время Октябрьского экономического форума (KEF), проходившего в Минске на прошлой неделе.
А пока валютный фонд хочет полностью понять истинное финансовое положение дел белорусских госпредприятий. По информации БелаПАН, МВФ и белорусские власти уже договорились ориентировочно к марту 2017 году подготовить первый отчет о фискальных рисках, в котором будет детально отражена ситуация в госсекторе и потенциальные угрозы, которые могут возникнуть для бюджета в связи с деятельностью госпредприятий.
Кстати, техническая миссия МВФ, начавшая работу в Минске 2 ноября, должна будет помочь властям выработать методологию оценки госсектора и конкретные показатели, которые должны быть приняты во внимание при анализе ситуации в сегменте госпредприятий.
«Можно ожидать, что благодаря отчету повысится ответственность отраслевых министерств за свои предприятия. Будет дана независимая оценка ситуации на конкретных предприятиях, соответственно, на уровне министерств и ведомств должны быть сделаны выводы о необходимом повышении эффективности работы подведомственных коммерческих организаций», — считает эксперт БелаПАН в финансовых кругах.
С другой стороны, полагают эксперты, грядущий отчет о ситуации в госсекторе позволит правительству принимать более обоснованные меры в части предоставления финансирования госпредприятиям.
«Идея состоит в том, чтобы посмотреть ситуацию на микроуровне и сделать соответствующие выводы», — пояснил БелаПАН эксперт в финансовых кругах необходимость подготовки первого отчета о фискальных рисках на уровне госсектора.
Несомненно, персонал МВФ, ознакомившись с ситуацией на уровне госпредприятий, также сделает выводы и сформулирует на их основании новые рекомендации, которые должны будут выполнять белорусские власти, желающие получить новый кредит валютного фонда.
При этом правительство уже всячески готовится к новой программе с кредитором, осознавая, видимо, что ввиду печальной картины в реальном секторе рекомендации МВФ рано или поздно придется выполнять.
Так, например, в 2018 году в Беларуси планируется ввести страхование по безработице, чтобы сформировать гарантийный фонд, средства которого будут уходить на поддержку безработных в случае увеличения их количества в результате реформ.
Ранее профсоюзы уже говорили о том, что для формирования гарантийного фонда потребуется ввести новый налог, который будут уплачивать (по примеру Литвы) все коммерческие организации, однако пока официальные лица Беларуси воздерживаются от дискуссии на тему непопулярных мер.
«Создана рабочая группа по этому вопросу, перед нами поставлена задача к 1 февралю 2017 году предложить в правительство возможные системы страхования по безработице и обосновать ту, которую мы видим как основную», — сообщил во время Октябрьского экономического форума начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной зашиты населения Олег Токун.
Какой бы ни был выбран механизм сбора страховых взносов, подушку безопасности создавать придется, чтобы смягчить негативные социальные последствия от неизбежной реструктуризации неэффективных госпредприятий.
К слову, по данным за первую половину 2016 года четверть коммерческих предприятий с госкапиталом являлись убыточными организациями, а в некоторых областях доля таковых составляла даже треть. И пока эта проблема не будет решена, красный цвет матрицы задач, которую должна выполнять вертикаль белорусской власти, вряд ли существенно изменится.
Дмитрий Заяц, Naviny.by