Пока дом оградят, а собственникам порекомендовали срочно обратиться в суд.
ЧП в доме № 8 по 1-му переулку Фомина произошло на прошлой неделе: от сильного ветра вылетело четыре витражных окна. Случилось это днем, когда хозяин одной из таких квартир был дома, пишет tut.by.
— Первое стекло вылетело днем, когда я был дома. Обедал, смотрел телевизор, услышал хлопок. Смотрю — нет стекла. Осколки лежали внизу прямо на тротуаре. Еще одно выпало ночью. Обнаружил это с утра, когда выгуливал собаку и натолкнулся на разбитое стекло на том же месте. Думаю: «Кому еще так повезло?». Оказалось — снова мне. Зима на пороге, а мы спасаемся самодельными рамами с поликарбонатом, ведь добиться от кого-то помощи или компенсации просто невозможно. Мы уже устали писать и просить, находимся просто в тупике. А ведь при ветре шатаются все витражи. Процесс уже пошел, и рано или поздно выпадут все витражи. Вопрос только, кому на голову? — рассказывал хозяин одной из пострадавших квартир.
После выхода публикации администрация Октябрьского района созвала экстренное совещание, на которое пригласила представителей застройщика, подрядчика, компании, которая устанавливала окна, и представителей жильцов. Там было решено выйти на объект, чтобы посмотреть, в каком состоянии окна и что с ними делать.
В среду утром все ответственные лица собрались возле дома. Пока ждали представителей подрядчика, замглавы администрации Павел Тома решил обойти дом по периметру, посмотреть окна.
— Михаил Михайлович, вы говорите, что резинки из окон выскакивают массово, — обратился замглавы администрации к зампреду ЖСПК Михаилу Счастному. — Я вот эту сторону дома посмотрел и, может, не все с земли видно, но вижу только одно такое окно.
— Надо смотреть из квартиры, отсюда плохо видно, — объясняет Михаил Счастный, зампред этого ЖСПК.
— Но это все равно скорее точечно, чем массово, — сделал вывод Павел Тома.
— Это вы видите непосредственно те резинки, которые уже вылетели. То есть следом за ними полетят окна. Потому что стекло держится только на них, — пояснил зампред ЖСПК. — В остальных квартирах резинки держатся на честном слове.
— Ладно, зайдем в квартиры, посмотрим.
— Так кто будет отвечать за выпадение окон? Почему это вообще происходит? Страшно ведь! — поинтересовались жильцы.
— Мы смотрели и разбирали вместе с проектировщиком проект. Это не то чтобы страшно, нехорошо — да. Но проектом с целью безопасности предусмотрена установка закаленных стекол, поэтому не совсем правильно говорить, что они вылетали, правильно говорить, что они разбились. В случае разбития закаленное стекло разлетается на мелкие осколки и осыпается вниз. То есть жизни людей это не угрожает, — считает замглавы администрации Павел Тома. — Почему они разбиваются — отдельный вопрос, и решить его можно только в суде и при назначении специальной техническо-строительной экспертизы. Потому что, просто глядя на окна, ни один эксперт не скажет, почему они разбились: то ли это ребенок мячиком попал, то ли ветром выбило. Какие-то стекла, люди говорят, в этом доме вылетели еще во время урагана 13 июля. Но ураган — это форс-мажорные обстоятельства, он повалил леса в половине Беларуси, и говорить, что это несет какой-то системный характер, нельзя. Причину разбития окон сможет установить экспертиза, которую вряд ли кто-то будет делать за свой счет. Сделают ее, только если ЖСПК подаст в суд. А остальные технические моменты — резинки и остальное — посмотрим, решим, что с ними делать. Подрядчик от исполнения гарантийных обязательств не уклоняется. К сожалению, заявления граждан по этим вопросам подрядчику передали лишь на прошлой неделе и с ними еще не успели разобраться.
По словам замглавы администрации, заказчик — УП «Минское отделение БЖД» — от решения проблем в доме устранился. Как дом в таком состоянии приняла Госстройэкспертиза, представитель исполкома ответить тоже не смог.
На встречу с жильцами и администрацией представители подрядчика опаздывали. Жильцы мерзли и обсуждали проблемы.
— У нас дует со всех щелей этого их французского балкона, — возмущается женщина. — Я уже заложила все коврами и одеялами. Но это же не дело! Подходишь - и отовсюду свищет.
— Да у меня миллион проблем в квартире. Приходили и ЖЭС, и подрядчики, а движухи — ноль, — говорит хозяйка другой квартиры. — У меня и конденсат собирается между стекол, и змеевики холодные: постирала шерстяные носки и двое суток не могу их высушить. Беда, а не дом. Говорят, мол, чего вы подписывали акт приемки, если все такое плохое. Так когда подписывала, все работало: змеевики были горячие, конденсат не собирался. Кто же знал, что так будет.
Кроме окон в доме скопилось немало проблем: утром, вечером и по выходным нет горячей воды, стены протекают, в пожарных щитках на этажах нет не только шлангов, но даже защитных вентилей на трубах. Обо всем этом жильцы решили рассказать чиновникам.
— По выходным, утром и вечером нет горячей воды. Мы тут живем пять месяцев, вечером, в 8−9 часов, помыть ребенка невозможно. Мы включаем нагреватель, чтобы сделать это, — говорит один жилец замглавы администрации.
— Насос не справляется? — уточнил замглавы у представителей ЖЭСа.
— Да, что-то с температурой. Напор ведь есть, а температуры нет. Будем проверять, — ответили коммунальники.
Спустя почти час на морозе собравшиеся решили подняться в одну из квартир, где окна не вылетели. Но, по словам хозяина, только пока.
В квартире замглавы администрации и представитель застройщика вышли на балкон и стали трогать стекла. Почти все окна шатались, резинки в разных местах отошли.
— Слушайте, так это не дело — окно держится на одной резинке, — возмутился и Павел Тома. — Оно же должно держаться на штапике. Нас на совещании, которое было на днях, заверяли, что окна держатся на крепежных элементах, а не на резинках. Об этом говорил директор фирмы-подрядчика. Но ведь он директор, он сам их не устанавливал, ему его работники сказали, что все сделано верно. Поэтому теперь будем разбираться. Даже не специалист по окнам понимает, что так быть не должно. Стекло вибрирует, эта вибрация передается на резинку, она вываливается, и окно больше ни на чем не держится.
— В нескольких местах она у меня уже вываливалась, я сам ее крепил обратно, — говорит хозяин квартиры. — А что будет дальше? Окна начнут выпадать?
— Резинка — это не несущий элемент, она и не должна держать, — подтвердили члены комиссии.
— Так отвечать за это кто будет?
— Отвечает за что конкретно? — удивился Павел Тома. — Компания «Минский дом окон», которая делала чертежи установки и монтаж, сейчас в стадии ликвидации. Технических специалистов у них сейчас нет, хоздеятельность они сейчас не ведут. Подрядчик в суд на них подал, но получат ли они деньги, никто не знает.
Кто будет менять окна в доме, если комиссия решит, что такая необходимость есть, по словам представителя администрации, решит суд.
— Назначить виновных и требовать с них замены, мы не можем, — сказал Павел Тома. — Да и вряд ли кто-то в добровольном порядке сейчас захочет брать на себя ответственность.
Замглавы администрации объяснил, что все вопросы, которые будут подняты во время обхода квартир, занесут в протокол. Потом их будут рассматривать с подрядчиком и эксплуатирующей организацией. Но чиновник подчеркнул еще раз, что ЖСПК надо как можно скорее обратиться в суд, чтобы через него найти виновных, которые будут исправлять проблемы с окнами. Пока вопрос будут рассматривать на совещаниях и в суде, администрация района для безопасности жильцов пообещала оградить дом по периметру, чтобы под окнами никто не ходил.